ТОП-10 крупнейших книжных интернет-магазинов и ситуация на этом рынке в России
Годовой оборот онлайн-рынка бумажных книг в России составил 34,5 млрд рублей, всего было оформлено 42,6 млн заказов. Первое место по объему продаж занял Ozon, второе и третье – "Лабиринт" и Wildberries соответственно. Сегмент продолжает расти – к такому выводу пришли аналитики Data Insight в расширенном исследовании "Онлайн-рынок книг" (есть в редакции) за II полугодие 2020 и I полугодие 2021 года, выпущенном при поддержке PickPoint.
В исследовании приведены данные по
- онлайн-продажам книжных магазинов, которые входят в ТОП-1000 интернет-ритейлеров по количеству заказов за 2020 год,
- продажам книг на национальных маркетплейсах с годовыми объемами онлайн-продаж не менее 100 млрд рублей (для последних учитываются только продажи в категории книг).
В отчет вошло 32 магазина, специализирующихся на продажах книг, включая 2 крупнейших универсальных маркетплейса – Wildberries и Ozon.
За 12 месяцев (07.2020–06.2021) в России было оформлено 42,6 млн заказов на сумму 34,5 млрд рублей. Средний чек составил 810 рублей.
Онлайн-рынок книг продолжает расти, во многом за счет перехода спроса из традиционной розницы. За 12 месяцев (07.2020–06.2021) в интернет-магазинах было оформлено на 38% больше заказов год к году. Сегмент книжной торговли за 12 месяцев вырос и в деньгах: объем онлайн-продаж увеличился на 27% по сравнению с прошлым периодом (07.2019–06.2020).
Первое место в рейтинге (по объему продаж) занял Ozon, второе и третье – "Лабиринт" и Wildberries. Ozon по объему продаж занимает 27% онлайн-рынка книг в России.
Полный ТОП-10 по версии Data Insight (после первой тройки – в алфавитном порядке, без указания места) выглядит так:
На долю книжных интернет-магазинов в период с июля 2020 по июнь 2021 пришелся 1% выручки российской ecommerce в денежном выражении и 3% от всех заказов. Это объясняется относительно невысоким средним чеком в данном сегменте.
Сайты, приложения, трафик
66% интернет-магазинов книг используют CMS собственной разработки. 1C:Bitrix используют 16% интернет-магазинов. InSales используют 6% интернет-магазинов. 12% используют другие CMS.
78% интернет-магазинов книг используют различные сервисы статистики и аналитики, причем Яндекс.Метрикой пользуются 75%.
Конверсия у лидеров этого рынка составила 3,4%. Ближайшие показатели у онлайн-магазинов одежды, обуви и аксессуаров и у интернет-магазинов автотоваров – 4,5% и 2,9% соответственно.
62% трафика сегмента приходится на десктопные устройства.
Почти треть магазинов (32%), входящих в исследование, имеют приложения на платформах Appstore и Google Play. Самое популярное приложение – у магазина "Лабиринт" – его более 1 млн раз загрузили через Google Play (средняя оценка – 4,7).
Доля органических поисковых переходов сектора составила 52% против 40% в среднем по российскому рынку ecommerce. Сегмент также отличается пониженной долей других внешних источников трафика, особенно платного поискового трафика.
Самой популярной социальной сетью в сегменте стал ВКонтакте, в котором размещается 98% магазинов, при этом 72% от входящих в отчет имеют более 10 000 подписчиков.
Доставка книг по России
Почти все магазины, входящие в исследование, используют курьерскую доставку (97%).
Услугами "Почты России" и пунктов самовывоза тоже пользуется большинство – 91% соответственно.
Сети постаматов для выдачи товаров используют 69% книжных интернет-магазинов.
Все 4 варианта доставки используют 50% книжных интернет-магазинов. У этой товарной группы очень простая логистика, Книги не требуют особых условий для хранения и сравнительно компактны. Поэтому многие продавцы ничего не боясь подключают всё.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.