подписка
Подписаться
27/03/2019

Российский рынок фулфилмента изменят крупные ритейлеры и маркетплейсы

Российский рынок фулфилмента изменят крупные ритейлеры и маркетплейсы

В 2018 году объем российского рынка фулфилмент-услуг составил порядка 13 млрд рублей деньгах в денежном выражении и 41 млн посылок. Такие оценки приведены в новом исследовании Data Insight. 2019 год может стать переломным для российского фулфилмента — рынок ожидают большие изменения, предупреждают эксперты.

Последние три года этот сегмент растет на 36% в год, а число задействованных сотрудников – на треть. Но его рост все еще сдерживает недостаток подготовленных складских площадей.

80% рынка фулфилмента занимает четверка крупных игроков – Arvato, Бета ПРО, "Маршрут и СДТ". Однако в ближайшее время расклад сил может измениться.

Крупные интернет-магазины и маркетплейсы сами становятся провайдерами логистических услуг, занимаясь и складским хранением, и обработкой заказов, и магистральной логистикой, и последней милей. Их подход и предложения отличаются от распространенных на рынке до этого. В результате фулфилмент-операторам может понадобиться пересматривать свои процессы и предложения для интернет-магазинов.

Пример такого "нового игрока" на этом рынке – интернет-площадка Wildberries. За прошлый год эксперты Data Insight не учли ее показатели, оценивая объем рынка. Тем не менее, WB использует модель работы с партнерами, близкую к модели фулфилмент-оператора. "Мы рассматриваем Wildberries как один из вариантов рынка фулфилмента", отмечают эксперты.

Площадка предлагает партнерам хранение, комплектацию, доставку, размещение товаров на своем сайте и продвижение. Оценить объем средств, которые получает онлайн-гипермаркет за этот канал можно только приблизительно. Вся выручка Wildberries за 2018 год составила 119 млрд рублей. С партнеров площадка берет в среднем около 19% от общей цены заказа –  за фулфиллмент и маркетинг, но сюда не входит стоимость самой доставки до двери клиента. Таким образом, за прошлый год максимальная выручка Wildberries от услуг фулфилмента и услуг по привлечению клиентов может составить около 22,6 млрд рублей, отмечают в Data Insight.

Кроме того, в 2019 году на рынок фулфилмента обещает выйти и "Почта России" – несопоставимый по размеру с другими участниками игрок.  Так что рынок будет меняться, и меняться стремительно.

Число клиентов у фулфилмент-операторов растет также достаточно быстро. С 2016 года у крупных операторов стало на 52% больше клиентов. В Интернет из офлайна приходят бренды и крупные сети, которые заинтересованы не только в фулфилменте, но и в других дополнительных услугах для интернет-ритейла.

Кроме онлайн-магазинов, клиентская база фулфилмент-операторов пополняется также за счет небольших традиционных магазинов и производителей, в первую очередь – тех, у которых вообще нет опыта продаж в онлайне. Им требуется больше, чем базовый набор услуг по доставке.

Так что основными конкурентами фулфилмент-операторов становятся не другие фулфилмент-операторы и не 3PL-компании, а маркетплейсы и крупные ритейлеры, предлагающие сразу целый комплекс услуг.

С другой стороны, операторам также выгодно развивать это направление, поскольку основные услуги фулфилмента низкомаржинальны, и дополнительные сервисы — хорошая возможность развития бизнеса.

Эксперты отметили еще одну важную особенность рынка – ни услуги, ни цены на нем до сих пор не стандартизированы. Каждая компания в этом сегменте выстраивает процессы по-своему и предлагает разный ценник.

Чаще всего используются три основные модели ценообразования. Это плата за каждую операцию, фиксированные "пакетные" тарифы и комиссия от стоимости проданных товаров. Самая популярная модель — первая. Ее так или иначе ее используют 95% опрошенных операторов — как основную или в дополнение к другим. Пакетные тарифы есть у 59% компаний, а комиссионная модель — у 32%. Большинство компаний сочетает две или три модели ценообразования — 41% использует две из них, а 27% — три.

Даже тоимость базовых услуг фулфилмента у разных операторов сильно различается. Например, по данным на осень-зиму 2018 года, стоимость приемки паллеты может колебаться от 15 до 240 рублей, а стоимость хранения — от 13 до 71 рубля за кубический метр.

Прокомментировать
Читайте также
27/03/2019
Владимир Ковалев
Менеджер, Магазин подарков
26/03/2019
Доставочные ящики прямо у своей квартиры 3
В накладной доставки кто будет подписываться? У нас при доставке предоплаченных заказов в ящики (элитные ЖК) хотя бы охранник подпись ставит. И то боимся, что рано или поздно будет звонок в стиле "вы мне ничего не доставили". Свернуть
В накладной доставки кто будет подписываться? У нас при доставке предоплаченных заказов в ящики (элитные ЖК) хотя бы охранник подпись ставит. И то боимся, что рано или поздно будет звонок Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
25/03/2019
Есть ли на рынке в принципе "бесплатная" доставка (видео)
Разбираемся вместе с руководителем кластера РАЭК / Электронная коммерция Иваном Кургузовым... Подробнее
25/03/2019
Lamoda расширяет логистическую сеть
Новые пункты выдачи появятся в тех городах, где уже работает курьерская служба ритейлера
... Подробнее
Дмитрий А.
студент, Торговля (Продукты, среднего размера компания)
25/03/2019
Продуктовый онлайн ритейл 1
Добрый день, прошу пройти анкету. Цель опроса - повышение конкурентоспособности отечественного ритейла.
https://docs.google.com/forms/d/1pNGQBl ... Aa6So/edit
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика