Российские менеджеры Obi хотят возобновить работу сети и конфликтуют с немецкими владельцами
Российские сотрудники данной розничной сети товаров для дома и ремонта хотят восстановить работу магазинов. Но немецкая головная компания Obi GmbH, закрывшая магазины в России из-за санкций, заблокировала IT-систему, чтобы не допустить этого. Однако россияне нашли обход и сейчас анонсируют возобновление деятельности. Что ждет Obi в России?
Компания Obi одной из первых решила закрыть свои магазины на территории РФ во исполнение международных санкций. Сеть продавала стройматериалы, а также товары для дома и участка и являлась одной из ведущих в этом сегменте в России.
Сеть официально прекратила работу в нашей стране еще в начале марта. Также был закрыт российский сайт, однако в ряде регионов магазины продолжали функционировать вплоть до 17 марта, исключительно решением местных топ-менеджеров. Такая ситуация не понравилась немецким владельцам, и они со своей стороны заблокировали IT-систему, перекрыв доступ к серверам со всей документацией, почте, а также кассам. Теперь уже магазины российской сети не смогли работать по чисто техническим причинам.
На данный момент российское подразделение Obi сообщило, что получило доступ к большинству ключевых систем, включая почту, информацию в сети. А на кассы установлено новое ПО.
Таким образом магазины готовы начать работу, хотя головная компания не дает разрешения. Директор по закупкам компании Максим Суравегин заявил, что магазины сети снова откроются в апреле — но немецкие владельцы это опровергли.
По мнению СМИ, российские менеджеры пошли на подобное самоуправство и взлом сети, потому что получили письмо от Минпромторга. В документе требовалось сохранять работу магазинов и выполнять все обязательства перед поставщиками, сотрудниками и контрагентами. На март 2022 г. российский штат Obi насчитывал, в общей сложности, около 4900 человек. Официально они не уволены, хотя большинство не посещает работу.
На данный момент рассматривается четыре варианта будущего сети.
1. Продажа всех российских активов немецкой головной компании российским сторонним покупателям или же нынешним топ-менеджерам Obi в России. Изначально мажоритарный акционер Obi планировал получить за актив живые деньги, но в марте был готов уступить контроль за символический €1. Ведь во время простоя компания генерирует большие убытки и имеет долгосрочные договоры аренды, зарплатные обязательства перед сотрудниками, которые должен будет оплачивать новый собственник.
2. Передача российского бизнеса Obi "в доверительное управление российскому менеджменту". Именно этот вариант является приоритетным для топ-менеджмента российской части сети.
3. Полная ликвидация сети. Однако российский офис сети пока не получал уведомлений о прекращении деятельности и ликвидации. Сеть может продолжать работу под новым названием с российским управлением, но при этом понадобится заново выстраивать всю логистику и отношения с поставщиками.
4. Сеть продолжит работу под прежним брендом, но уже полностью независимо от головной компании, без всякой передачи прав – фактически, произойдет национализация или самозахват российским менеджментом изнутри. В сложившейся политической ситуации немецкие владельцы не смогут защитить свои права в суде.
Сеть Obi в России сейчас насчитывает 27 магазинов, сконцентрированных, в основном, в городах-миллионниках. Российское подразделение Obi получили 47,8 млрд руб. выручки за 2020 год и 2,3 млрд руб. убытка. В 2021 году выручка сократилась до 41,8 млрд руб., а убыток вырос до 2,5 млрд руб.
Не самая прибыльная компания сегмента рискует за время простоя потерять своих клиентов, поскольку ее место могут занять конкуренты. В том числе французская сеть "Леруа Мерлен", которая решила не только не сворачивать бизнес в РФ, но и расширять его, переходя на российских поставщиков. Также "Леруа Мерлен" заявила об адаптации ассортимента под российских покупателей.
По оценкам компании Infoline, лидером на рынке товаров для дома и ремонта является "Леруа Мерлен" с долей в 22,5%. На втором – российская сеть "Петрович", которая на днях заявила о выходе в новые регионы страны. В качестве новых городов для открытия рассматриваются Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Нижний Новгород и Самара. У "Петровича" сейчас 4% доли рынка. И на третьем месте – Obi.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Хочу обратиться в компанию по подбору персонала (сама просто физически не успеваю, ОК не справляется, людей не хватает). Хочу услышать все плюсы и минусы. Ну и соответственно, посоветуйте хорошую компанию. Свернуть