Почему на рынке велосипедов дефицит и растут цены? И когда это кончится?
В начале весны ситуация на рынке велосипедов вроде бы выглядит не так уж необычно: потеплело и спрос сразу вырос. Но в этом году все иначе. Рост цен и дефицит товара сегодня связывают с целой группой внесезонных фундаментальных факторов.
У многих производителей и оптовиков в наличии сейчас 30-40% модельного ряда. Самые востребованные позиции уже выкуплены и оплачены на месяцы вперед. Производителям пришлось ввести квоты для стран и регионов, чтобы сохранить свое присутствие и дилерскую сеть. Пэт Хус, директор Bianchi USA, всемирно известного производителя достаточно дорогих велосипедов, сообщил, что все, что они произведут до лета уже оплачено и каждая единица резервируется за конкретным дилером сразу, как только попадает на склад готовой продукции. При чем это касается не только массовых изделий, но и новейших моделей стоимостью в тысячи долларов.
Кирилл Остапенко, основатель франчайзинговой сети "ВелоДрайв" (он на фото) говорит, что для конечного потребителя средняя стоимость велосипедов во всех сегментах к лету 2021 года вырастет на 20-30%. И это никак положительно не повлияет на доходы продавцов.
Он отмечает, что повышенный спрос на велосипеды, самокаты и другой индивидуальный транспорт возник еще год назад, в начале прошлого сезона. Из-за закрытых границ много денежных средств осталось в России, люди приобретали товары для развлечения. Весну и лето 2020 года многие провели на даче всей семьей, не имея возможности отправить детей в лагерь. Все старались держаться на отдалении друг от друга, при этом проводя время на свежем воздухе, следуя модному тренду заботы о здоровье. Даже ВОЗ рекомендовала передвигаться на велосипедах.
Повышенный спрос спровоцировал дефицит велосипедов, причем не только в России, но и в Европе и США, хотя их рынки являются для поставщиков более приоритетными по сравнению с нашим. На складах российских производителей велосипедов, дистрибьюторов и оптовиков почти не осталось резервных запасов. И чтобы ситуация нормализовалась, по нашим прогнозам, потребуется не меньше 2 лет.
Слова Остапенко подтверждает Питер Лазарус, отвечающий за поставки велосипедов в британский сегмент сети Decathlon. В Соединенном королевстве спрос вырос в четыре раза! На фоне пандемии власти поощряют торговлю двухколесным транспортом: веломагазины признаны "поставщиками услуг первой необходимости" и на них не распространяется локдаун, они продолжают торговлю, так же как аптеки и продовольственный ритейл.
Помимо дефицита велосипедов есть и дефицит запчастей. Около 85% комплектующих изготавливается в Китае, и производители перегружены. Многие китайские компании уже активно собирают предзаказы на 2022 год. Если оставить заявку на изготовление сейчас, то сами запчасти вы получите не ранее, чем через год.
И быстрого наращивания производственных мощностей ждать не стоит. До 2020г. производители велосипедов и комплектующих переживали кризис перепроизводства, пиком которого стал 2019г. Никто не ждал взрывного спроса, не строил новых заводов и существующие мощности не планировал расширять.
Добавляем к повышенному спросу и дефициту рост курса валют – за прошлый год юань, денежная единица Китая, подорожал почти на 30%.
В 5-11 раз выросли цены на морские перевозки. Это связано с дефицитом в Китае порожних контейнеров, которые в большом количестве скопились в Европе и Северной Америке, а перевозить их пустыми экономически не целесообразно.
Кстати, как минимум отчасти, растущий спрос связан и с расширением курьерских служб. Хотя централизованного финансирования на покупку велосипедов нет, курьеры их покупают на свои деньги.