Ozon становится логистической платформой
Интернет-магазин Ozon.ru уволит собственных курьеров и переформатирует свою службу доставки, отдав почти все на аутсорс.
В течение 2020 года компания перейдет на работу по модели логистической платформы. Большую часть заказов будут доставлять партнеры – предприятия малого и среднего бизнеса, сообщили в пресс-центре Ozon.
Ритейлер будет принимать заказы у клиентов и распределять их между курьерами, осуществлять клиентскую поддержку, отвечая за сохранность и целостность заказа. Две сотни своих штатных курьеров интернет-магазин уволит. "Число штатных агентов доставки Ozon и объем доставляемых ими заказов в общем объеме будет незначительным", отмечают в компании.
По такой схеме, например, Amazon доставляет 80% своих заказов, а Aliexpress – 100%. В Ozon надеются, что это решение поможет быстро масштабировать свой сервис доставки в условиях стремительного роста и эффективнее управлять логистическими мощностями.
"Рынок показывает, что именно за платформенными решениями будущее: запуск товарного маркетплейса позволил нам быстро увеличить ассортимент товаров, в декабре 2019 года мы запустили логистический маркетплейс по развитию последней мили — пунктов выдачи и постаматов. Переход на платформенную модель доставки — очередной шаг развития в этом направлении",— пояснили в пресс-центре Ozon.
Сейчас в Ozon работает более 12 тысяч человек, курьеров среди которых всего несколько сотен. Их предполагается уволить. В то же время ритейлер собирается нарастить количество внешних партнеров-доставщиков. Основной акцент будет сделан на регионы и небольшие города, где логистические услуги развиты недостаточно.
Такая модель позволит запускать курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера, а также простимулирует развитие небольших логистических бизнесов в стране, которые в свою очередь позволят рынку e-commerce расти еще быстрее, указывают в Ozon.
"Многие зарубежные гиганты e-commerce изначально строили свой бизнес на базе партнерской доставки – этому способствовало наличие крупных игроков, оказывающих услуги доставки для электронной коммерции в масштабах всей страны операций. В России таких игроков, по сути, нет, поэтому – будучи ведущим игроком e-commerce – мы приняли решение создать такую платформу своими силами", – комментирует директор цепи поставок Ozon Андрей Павлович.
По его словам, первым шагом стал запуск в декабре 2019 логистического маркетплейса по развитию сети последней мили – партнерских пунктов выдачи и постаматов. Переход на платформенную модель доставки ложится в эту же логику – это даст возможность обеспечить курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера по всей стране.
"Мы активно развиваем свою инфраструктуру в Москве, Петербурге и других регионах, чтобы обеспечить еще более быструю доставку заказов клиентам – а значит, в каждом регионе появляется еще больше рабочих мест и на складских объектах, и в пунктах выдачи и партнерских службах доставки. Также мы планируем стать крупным партнером для самозанятых во всех регионах, где этот режим вступил в силу с 1 января 2020 года", – отметил Павлович.
При переходе на аутсорс потенциальной проблемой может стать уровень сервиса, указывает директор по розничному бизнесу Альфа-банка Майкл Тач, ранее занимавший должности гендиректора сети "Связной" и исполнительного директора розничной сети "М.Видео".
"Если компания собирается быстро доставлять по всей стране, то это достаточно сложно обеспечить своими сотрудниками, потому что, особенно в малых городах, будет нецелесообразно держать штат курьеров, но в больших городах это возможно",— пояснил он. К подобной логистической модели придут "большинство игроков" рынка ecommerce, полагает господин Тач.
Крупным компаниям курьеры обходятся дороже, чем местным партнерам, обращает внимание гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Переход на внешнюю доставку с учетом формирования собственной сети постаматов и пунктов выдачи сократит издержки Ozon, считает он.
"Переход на такую модель работы — своевременное решение, так как Ozon обеспечивает собственную доставку в постаматы. Компания не была к этому готова, пока не располагала внушительной системой собственной доставки. Сейчас, по мере увеличения количества собственных постаматов и пунктов выдачи, они свои курьерские мощности постепенно переориентируют на работу с постаматами",— рассуждает Михаил Бурмистров.
По мнению Майкла Тача, в краткосрочной перспективе Ozon не получит экономии, перейдя к модели логистической платформы. Ведь в городах, где заказов не очень много, доставка станет дороже. Однако в долгосрочной перспективе Ozon сэкономит при увеличении количества заказов и масштаба бизнеса, указывает он.
Охват пунктов выдачи у Боксберри больше, тарифы на кассовое обслуживание ниже, есть и курьерская доставка в большинстве крупных городов. Свернуть