Онлайн-продажи товаров для дома и ремонта в России: сезонность, потребление в крупнейших городах, скорость и способы доставки
В 2020 году россияне закупались товарами для дома и ремонта в ноябре – на этот месяц пришелся пик продаж в этой категории. Москва и Петербург ожидаемо стали лидерами по количеству заказов и их стоимости. Но Краснодар снова в лидерах по активности жителей в интернет-магазинах. Такие данные содержатся в совместном исследовании агентства Data Insight и "Почты России" по итогам 2020 года – "География продаж товаров для дома и ремонта".
Этот документ продолжает серию отчетов, посвященных особенностям онлайн-заказов и интернет-доставки различных категорий товаров на территории Российской Федерации. Представлена статистика по 17 крупным городам (15 "миллионников", Краснодар и Тюмень).
Москва и Санкт-Петербург – лидеры абсолютного онлайн-потребления товаров для дома и ремонта. На них приходится 28,6% продаж по всей России. Если отдельно рассмотреть рынок этих 17 крупнейших городов страны, то на две столицы приходится почти 60% онлайн-продаж.
Доля Москвы и Санкт-Петербурга в заказах категории "Товары для дома и ремонта" равняется 27,9% от продаж по всей России. В рамках исследуемых городов доля заказов, приходящихся на Москву и Санкт-Петербург, составляет 59,1%.
Лидерами относительного онлайн-потребления товаров категории стали Краснодар и Санкт-Петербург (3,1 и 2,5 соответственно), которое характеризуется как соотношение доли количества заказов (ко всем заказам, содержащим товары для дома и ремонта) к доле населения города (ко всему населению России). При этом индекс потребления товаров категории "Товары для дома и ремонта" в онлайне почти для всех анализируемых 17 городов выше среднероссийского (1,0).
Число товаров в заказе не сильно разнится между городами: в среднем оно составляет около 1,3.
Сезонность
В 2020 году товары для дома и ремонта чаще всего заказывали в декабре. Пик онлайн-продаж в большинстве крупнейших городов пришелся на ноябрь, а минимальные значения в основном приходились на январь. Причем накануне пика – в октябре-ноябре — в большинстве городов происходит падение количества заказов (но Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Казани этот спад не касается).
В продаже товаров для дома и ремонта в среднем видна следующая тенденция: самые невысокие продажи видны в январе-феврале, далее на начало пандемии приходится небольшой сглаженный локальный пик, затем следует всплеск летом, угасание в сентябре и снова подъем к концу года. В большинстве городов пик онлайн-продаж пришелся на ноябрь, а минимальные значения в основном приходились на январь.
Среднегодовая доля предоплаченных заказов для категории "Товары для дома и ремонта" для исследуемых городов имеет разброс от 29% в Москве до 38% в Волгограде.
Между долей предоплаченных заказов и размером города есть какая-то связь: с увеличением количества жителей города уменьшается доля предоплаченных заказов.
Доставка
Также есть связь между долей заказов до "двери" и количеством жителей города: чем больше население города, тем большая доля заказов доставляется "до двери". Аналогичная связь наблюдается и в доле заказов "до двери" в продажах.
Еще одно интересное наблюдение: доля доставки "до двери" повышается до среднего чека в 2000-3000 рублей.
Доля заказов "до двери" резко увеличивается и достигает своего максимального значения с началом самоизоляции в апреле (44%), а затем так же резко падает в мае (33%). Влияние пандемии прослеживается и в небольших всплесках в сентябре-октябре, совпадающих со второй волной пандемии.
Москва – лидер по доставке заказов "до двери" (44%). В целом же для категории "Товары для дома и ремонта" предпочтительнее забирать заказы из ПВЗ.
В небольших городах многие покупатели предпочитают самовывоз.
С началом пандемии среднее время доставки заказов резко возросло и достигло максимальных значений (6,3 дня) в апреле, но уже летом оно вернулось к своему среднему значению и оставалось стабильным до конца года (4,3-4,5 дней). Среднее время доставки выше для городов Восточной Сибири и Урала, Западной Сибири.
Данные по онлайн-заказам охватывают рынок интернет-доставки по всем регионам России и включают в себя более 56 млн сделанных заказов. Такой объем данных позволил исследователям произвести корректные оценки величины и трендов рынка. Данные по трафику позволили уточнять сделанную интерпретацию данных по заказам как в пространственном (по географии России), так и во временном (по месяцам) разрезе.
Интересная статья? А ведь статьи гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Собственно, почти исчерпывающая характеристика трансграничной торговли в России в настоящее время Свернуть