Мнение: покупатели "наелись" безнала
Количество пользователей электронных платежных кошельков стремительно сокращается. Россияне уходят в наличные.
Об этом в интервью rebanking.ru заявил вице-президент "Океан Банка", директор по развитию ROBOKASSA Олег Покровский.
Менеджер отметил, что уже сейчас можно наблюдать тренд на снижение доли безналичных платежей. Так, например, падает популярность оплаты покупок пластиковыми картами, а еще хуже дела обстоят с электронными кошельками. Происходящее нельзя объяснить экономическими или политическими проблемами – тренд наметился уже больше года назад.
В качестве иллюстрации Покровский привел следующий факт: до зимы 2013-2014 количество сайтов, предоставлявших возможность оплаты лишь наличными, падало. Те, кто предлагал много безналичных вариантов платежей – росли. И в один момент этот тренд переломился. Владельцы магазинов начали массово снимать со своих сайтов формы безналичных платежей, оставляя только наличные.
Покровский видит несколько причин такого положения дел. Первая – этой 161-й закон, который серьезно ограничил функционал электронных платежных систем, потребовав ввести "упрощенную идентификацию" пользователей, которую, впрочем, крайне сложно провести. Вторая причина – это недоверие покупателей к продавцам. Ведь пользователь, покупая холодильник, платит деньги вперед, оказываясь в ситуации, когда денег уже нет, а холодильник еще не привезли. И это положение заставляет его нервничать, ибо не ясно приедет ли холодильник, когда это произойдет, в каком состоянии он будет и т.д. Естественно, клиенту проще заплатить тогда, когда ему привезут заказ.
Отчасти, эту проблему могут решить оценки магазинам, например, в "Яндексе", однако серьезно это на ситуацию не повлияет.
Покровский также не видит драйвера роста популярности безналичных платежей в мобильном эквайринге. По его мнению, простые терминалы обладают недостаточным функционалом, а функциональные – слишком дорогие. Да и здесь возникает вопрос доверия: когда кто-то приезжает, втыкает в телефон терминал и прокатывает вашу карточку, то возникают вопросы, а все ли здесь чисто.
Все это делает безналичные платежи неинтересными пользователям, которые предпочитают простые и понятные наличные.