Каждая пятая подделка в России продается в онлайне
Объем онлайн-рынка торговли контрафактом в России в 2017 году преодолел отметку в 100 млрд рублей, подсчитали аналитики компании Group-IB.
Это почти на четверть больше, чем год назад, когда объем "черного" рынка оценивали в 81 млрд рублей. Эксперты говорят, что почти каждая пятая подделка в нашей стране продается через интернет. Средний чек таких покупок составляет 5 300 рублей.
Подделывают все: бытовую, компьютерную технику, одежду и обувь, ювелирку, аксессуары, косметику, медпрепараты. Мошенники выставляют эти товары со скидками до 80%. В итоге бренды несут значительные потери, поскольку фальшивки занижают реальную стоимость товаров, а низкое качество реплик вообще приводит к потери лояльности аудитории и отказу от покупок. Около 64% пользователей перестают покупать продукцию компании после негативного опыта.
Сами по себе фальшивые товары — это только часть проблемы. Мошенники создают клоны сайтов, фальшивые аккаунты в соцсетях, ненастоящие промо-кампании, отмечают в Group-IB. Подделываются даже мобильные приложения, и как минимум, треть из них пользователи не могут отличить от настоящих.
Общее у всех таких каналов одно — они выманивают у потребителей их личные данные, которые позволяют похитить денежные средства или бонусные баллы. Подобный фишинг остается одним из самых популярных способов мошенничества в Сети. По статистике Group-IB Brand Protection, ежедневно в России происходит в среднем 1274 фишинговых атаки.
Киберпреступники маскируются, клонируя сайты известных брендов и их фирменный стиль. Кроме того, они используют те же каналы продвижения: контекстную и баннерную рекламу, SEO. Они заполняют топ поисковой выдачи. Например, 96% пользователей переходят по ссылкам с первой страницы и только 35% таких ссылок ведут на официальные ресурсы.
За сутки, по данным Group-IB, в контакт с мошенниками вступают 150 человек в социальных сетях. Так что это тоже довольно "прибыльный" бизнес. Например, поддельный аккаунт Павла Дурова за пару часов существования заработал более $50 тыс. По данным Group-IB у 43% звезд шоу-бизнеса и 31% политиков есть клонированные странички, которые тоже используются для обмана россиян.
Старые добрые фишинговые email-рассылки также остаются эффективными. Каждый пятый, получивший письмо якобы с предложением от бренда, открывает его и запускает таким образом вредоносное ПО или становится жертвой фишинга.
Поскольку пользователям тяжело отличать подделку от подлинника, в Group-IB рекомендуют компаниям взять на себя эту функцию и постоянно мониторить сеть, чтобы вовремя отреагировать на угрозу для своего бизнеса. Следует проверять фишинговые ресурсы, упоминания бренда в базах доменных имен, поисковиках, соцсетях, мессенджерах и контекстной рекламе, в Google Play, в App Store, на форумах.