Как "Спортмастер" выживал на карантине
Коронавирусный кризис заставил компанию "Спортмастер" перестроить бизнес-модель. До карантина онлайн-ассоциированные продажи составляли лишь чуть больше 12% от оборота сети. Теперь в компании рассчитывают поднять их долю до 30%, рассказал директор по продажам и развитию "Спортмастера" Дмитрий Страхов на дискуссии "Retail Today: Sport Retail 2020".
Магазины сети, представленной во многих регионах России, закрывались, начиная с середины марта. Продажи начали перемещаться в онлайн. В итоге объем доставок собственного департамента логистики за апрель—май 2020 года вырос в 10 раз, а нагрузка на call-центр увеличилась в 6 раз.
Как "Спортмастер" справлялся с десятикратным ростом дистанционных заказов
В Москве около ста сотрудников магазинов, имеющих собственные машины, начали развозить заказы, временно сменив род деятельности с торговли на логистику.
Некоторый офлайн-магазины, по договоренности с властями, стали работать как ПВЗ. Иногда заказы выдавались на небольшой части торгового зала, а кое-где – прямо на улице.
"Спортмастер" начал развивать новый формат – "опорные магазины". Каждый из них – это небольшой логистический хаб для поддержки онлайн-торговли. Сейчас в планах — развернуть сеть из 60 опорных магазинов в разных регионах РФ, чтобы сократить время доставки до 1–2 дней.
Сеть запустила курьерскую доставку из магазинов. Она делается как собственными силами, так и с помощью партнерских логистических компаний. В результате срок доставки стал еще меньше и составляет в отдельных случаях не более пяти часов.
Из-за резкого роста нагрузки ритейлеру пришлось за две недели развернуть второй колл-центр на базе собственной штаб-квартиры. В это время ее сотрудники были переведены на удаленную работу, и офис пустовал.
Логистика и диджитал
"Спортмастер" начал переходить к омниканальности задолго до эпидемии. Форс-мажор позволил "отшлифовать" выбранную ранее бизнес-модель.
Сейчас компания перестраивает инфраструктуру, вкладываясь в первую очередь в логистику, цифровые технологии, новые инструменты. В ближайшее время "Спортмастер" начнет тестировать "мобильное место продавца". Эта технология позволит сотрудникам офлайновых магазинов делать продажи из любой точки сети, при любом способе оплаты и доставки. Кроме того, ритейлер планирует обновить сайт и выпустить новую версию мобильного приложения.
Чего ждать от рынка?
"Спортмастер" работает в нескольких странах, и ситуации в них отличается. По словам Страхова, магазины сети в Польше и Дании открылись раньше, чем в России. Первые результаты посткарантинных офлайн-продаж в Польше (Go Sport Polska) и Дании (Sportmaster и Rezet Sneaker Store), превзошли оптимистичные ожидания.
Сейчас магазины "Спортмастера" открываются и в России. Однако пока рано судить о том, как поведет себя рынок. Это можно будет оценить лишь через 3-4 месяца. Поднимать цены как в отечественных, так и в зарубежных магазинах "Спортмастер" не собирается. По словам Страхова, делать это бессмысленно, поскольку доходы населения не растут, и поднятие цен может привести к сокращению продаж.