Интернет-реклама отступает, но пока сдаётся
Доходы от интернет-рекламы за три квартала текущего года выросли на 20% по сравнению с тем же периодом 2013 года, почти достигнув 60 млрд рублей. Таковы данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Эта сумма больше, чем доходы от размещения в бумажных СМИ и наружной рекламы, вместе взятые, и составляет почти четверть от совокупных рекламных доходов.
Доходы от рекламы в интернете продолжают расти, заметно опережая другие каналы распространения. Так, телевизионная, радио- и наружная реклама за тот же период выросли на жалкие 4%, 5% и 2% соответственно. А реклама в бумажной прессе и вовсе принесла на 10% доходов меньше, чем с января по сентябрь 2013 года. В целом рекламный рынок вырос по доходам на 5%.
Для всего рекламного рынка в целом по-прежнему характерно ярко выраженное затухание темпов роста в течение всего года, продолжающее нисходящую тенденцию. За три квартала 2013 года рынок вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 2012 году – на 14%.
Это приведёт к тому, что итоги всего года окажутся ещё хуже. Год назад аналитики рекламного агентства ZenithOptemedia предсказывали, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году теми же темпами, что и годом ранее, на 10-12%. В апреле 2014 года они скорректировали прогноз до 8,6%. В июне речь шла уже о 6,6%. В сентябре же они ожидали роста рекламного рынка в России в 2014 году всего на 1,2%.
Причины – ухудшение макроэкономической ситуации. "С началом кризисных явлений в экономике они начали скоропалительно снижать оценки", – приводит портал «РБК-дейли» объяснение директора по маркетинговым исследованиям аналитического центра Vi Сергея Веселова.
И интернет здесь не исключение. Темпы роста рынка заметно снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по каждому из направлений и. соответственно, в целом.
Медийная реклама в интернете (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы, в том числе видео) вообще продемонстрировала снижение, на 2% по сравнению с тремя кварталами 2013 года. Падение рынка медийной рекламы за девять месяцев следует за ростом за аналогичный период 2013 года на 13%. Впервые резкое падание медийной рекламы было зафиксировано в апреле–июне 2014 года – на 4%, при этом в январе–марте сегмент вырос на 12%. До конца года медийная реклама продолжит падать, уверен Веселов.
Лидер рынка – "Яндекс" – впервые с кризисного 2009 года зафиксировал снижение выручки от этого вида интернет-рекламы во II квартале, на 6%, до 775 млн рублей. На 10% снизилась в III квартале выручка от медийной рекламы у Mail.Ru. "Дисплейная реклама по сравнению с контекстной гораздо более волатильна к спаду или ожиданиям спада в экономике, — отметили в пресс-службе «Яндекса». – Крупные рекламодатели в этом сегменте могут позволить себе сокращать рекламные расходы без краткосрочного влияния на свои продажи".
Контекстная реклама (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) и "вытащила" общий показатель, благо на неё приходится более трёх четвертей рынка: за отчётный период расходы рекламодателей на эту рекламу увеличились на 28%, до 45,1–46,6 млрд рублей. Но за три квартала 2013 года рынок контекстной рекламы увеличился на 37,5%.
И в целом за аналогичный период прошлого года рынок интернет-рекламы рос быстрее, на 29%. В ZenithOptemedia предсказывают угасание роста всего рынка интернет-рекламы до 10% по итогам 2014 года.