Data Insight: маркетплейсы изменили рынок фулфилмента
К концу 2019 году Data Insight насчитала 65 млн отправлений, обработанных российскими компаниями фулфилмент-услуг. Их суммарная выручка составила примерно 15 млрд руб.
По итогам 2020г. ожидается, что конечным потребителем по этой схеме будет отправлено 109 млн заказов, а выручка операторов достигнет 27,5 млрд рублей.
Эта цифры не включают собственный фулфилмент маркетплейсов.
То есть мы имеем дело с достаточно быстро растущим и очень конкурентным рынком.
Количество обработанных заказов растет заметно быстрее, чем выручка компаний, занятых в этом бизнесе.
Средняя стоимость услуг по обработке одного отправления составляет около 220 рублей. С 2018 года она уменьшилась на 30%.
В настоящее время такие услуги в Москве и области оказывают более сотни компаний.
У каждой пятой из них (даже больше – 21%) мощности (складские площади и количество рабочих рук) не позволяют принимать на обслуживание новых клиентов. Еще 3% близки к этому состоянию. Они готовы брать исключительно небольшие объемы работ сверх уже выполняемых. Но большинство (66%) работает в обычном режиме и готовы заключить с вами договор.
Основной тренд последнего времени — сотрудничество продацов с маркетплейсами. Сегодня это оказывает огромное влияние и непосредственно на онлайн-ритейлеров, и на операторов фулфилмента.
И это изменило сразу несколько важнейших аспектов работы.
Новые клиенты
Полтора-два года назад небольшие интернет-магазины и, вообще, новые игроки рынка ecommerce обеспечивали рост отрасли и клиентской базы операторов фулфилмента.
Сейчас таким бизнесам разумнее и выгоднее начать работу с выхода маркетплейс. То же самое делают и крупные компании (включая всемирно известные бренды), расширяя свое присутствие в онлайне. Это на старте избавляет от расходов, проблем и потери времени, связанных с разработкой сайта интернет-магазина, самостоятельным привлечением аудитории и организацией собственной логистики.
И сегодня важнейший драйвер роста – именно клиенты маркетплейсов. Благодаря им спрос на услуги фулфилмента не снижается.
Такие бизнесы получают успешный опыт онлайн-продаж, торгуя на Wildberries или Ozon. А потом практически неминуемо начинают искать возможности работать с покупателями вне рамок, заданных маркетплейсами: индивидуальный подход, более гибкие условия оплаты и т.д.
D2C (direct to customer) — прямые продажи, непосредственно от производителя покупателю, без посредников (в том числе в виде маркетплейсов) — важнейший трэнд развития ecommerce сегодня.
Новые схемы работы в рамках логистического сервиса
Торговля через маркетплейс многим продавцам быстро дает мощный приток заказов. Но вынуждает строго соблюдать множество правил: важно оформить все сопроводительные документы, упаковка должна соответствать стандарту маркетплейса, на неё надо нанести специальный штрих-код, обеспечить отгрузку к конкретным складским воротам в жестко оговоренный временной интервал,
Если сделать хоть что-то из перечисленного неверно – товар просто не примут.
Это породило спрос на дополнительные услуги: подготовку товара для отгрузки на склад маркетплейса и саму такую отгрузку. Сюда входят переупаковка и дополнительная упаковка (укладка на палеты, оборачивание в стрейч-пленку), перефасовка, бандлировние, изготовление специальной фирменной упаковки и многое другое. Спектр необходимых услуг зависит от актуальных правил конкретного маркетплейса.
Кроме того, интегрированный с маркетплейсами фулфилмент позволяет меньше оборотных средств замораживать в товарных запасах. Такой оператор может отгружать заказы и вашим прямым покупателям, и на несколько маркетплейсов прямо с одной полки.
Появление совершенно новых сфер деятельности
Рост и востребованность маркетплейсов создали целую отрасль, огромную экосистему, обеспечивающую работу их клиентов. И уже сейчас она состоит из сотен бизнесов разного масштаба.
Кроме логистического обслуживания, клиентам маркетплейсов необходимо обеспечить программную интеграцию с каждой такой площадкой, сделать хороший продающий контент (текстовые описания, фото, видео и другие элементы карточки товара), аналитику продаж и цен, управление рекламой, документооборот, обучение персонала.
Продавцы готовы за это платить. И спектр таких услуг постоянно расширяется.
В итоге у существующих операторов фулфилмента появляются подразделения, оказывающие такие услуги. И появляются новые фирмы, которые специализируются именно на закрытии одной, нескольких или полного спектра таких дополнительных потребностей клиентов маркетплейсов.
Пытаюсь найти транспортную компанию, которая сможет за нормальные деньги перевезти из Москвы в Питер партию косметики 3 коробки 40*40*40 общим весом 60 кг.
Пока сравниваю разные варианты, но немного запутался.
Может кто знает, какая ТК специализируется на перевозках из Москвы в Питер или хорошо возит за разумные деньги, чтобы в тепле товар доехал?
Пока это разовая доставка, но потом будут еще, но уже в новом году. Это первая поставка в маркетплейс в Питере. Свернуть