Бытовая электроника: интернет-магазины теснят офлайн-сети
Американский ритейлер Best Buy, занимающий около 17% американского рынка торговли электроникой и бытовой техникой по состоянию на 2011 год, объявил о закрытии 50 крупных торговых точек в США. Об этом сообщает businessweek.com со ссылкой на интервью с Брайаном Данном (Brian Dunn), исполнительным директором Best Buy. Квартальный убыток сети составил $1,7 млрд, хотя еще полгода назад компания получила прибыль в $651 млн.
Подобные проблемы испытывает не только Best Buy, но также другие американские гипермаркеты бытовой электроники, в том числе Wal-Mart Stores Inc. и Target Corp. Причиной снижения популярности покупок в крупных магазинах становится развитие онлайн-торговли и повышение доверия к ней со стороны покупателей. Особо отмечают быстрые темпы роста мобильной коммерции: покупатель, имея при себе смартфон с доступом в Интернет, может получить в офлайн-магазине квалифицированную консультацию, опробовать товар в действии, а затем прямо из гипермаркета заказать его на Amazon.com или в другом онлайн-магазине (кстати, аналогичная возможность есть и у российских покупателей).
Одной из мер по повышению конкурентоспособности офлайн-магазинов все три компании видят смену формата: от крупных гипермаркетов к небольшим магазинам, которые также смогут стать пунктами выдачи товара, заказанного через Интернет. Таким образом, с одной стороны, сократятся расходы на содержание точек продаж, а с другой – магазины станут территориально ближе к покупателям.
"Мы считаем, что эти магазины наряду с возможностью приема заказов через Интернет и по телефону позволят нашим клиентам найти нас где угодно, когда угодно и как угодно. Пока что мы не будем полностью отказываться от формата гипермаркетов, хотя растущее доверие покупателей к онлайн-покупкам и более низкие цены товаров в Интернете ставят под угрозу их дальнейшее существование", – сказал Брайан Данн в телефонном интервью businessweek.com.
В России о столь радикальном смещении акцентов речи пока не идет – скорее, отношение к онлайн-конкурентам со многих стороны сетей "традиционного" формата можно охарактеризовать как "доставляющие мелкие неудобства". Впрочем, ряд офлайновых игроков предпочитает играть на опережение – достаточно вспомнить стартовавший в прошлом году проект Enter от учредителей "Связного". А учитывая, что отечественный рынок по трендам часто отстает от американского на 3-5 лет, перспективы Enter и подобных проектов выглядят очень неплохо.