Assist оценил последствия самоизоляции для российской ecommerce
Новые покупатели пришли в онлайн, но денег с собой не принесли, говорится исследовании платежной системы Assist. В феврале-апреле 2020 года на рынке ecommerce особенного подъема не произошло. В некоторых товарных сегментах был небольшой рост, но часть – просто обвалилась, говорят аналитики.
Число интернет-покупателей действительно увеличилось, хотя и не в разы. Количество уникальных посетителей площадок, которые бы хотя бы однажды сделали заказ, выросло в марте на 10%, а в апреле – на 12% по сравнению с февралем.
При этом количество апрельских покупок выросло ненамного. Те, кто в феврале заказывал в онлайне раз в неделю и чаще, к апрелю сократили свою активность. Рост наблюдался только у тех, кто раньше посещал интернет-магазины не более одного раза в месяц.
Средняя величина одного онлайн-платежа также сократилась: в сравнении с февралем в марте на 5%, в апреле – на 14%.
Детские товары, цифровая электроника, доставка готовых блюд, онлайн-гипермаркеты и операторы связи ощутили рост среднего чека. Снижение произошло за счет всех остальных сфер, в том числе и в кратковременно "выстреливших" сегментах – например, одежда и обувь, мебель и товары для дома, DIY и продукты питания.
Выше всех "взлетели" продукты питания. В этой категории объем платежей вырос в рублях в 3,5 раза в марте и в 6,7 раза в апреле. Здесь и далее приводится рост по отношению к февралю 2020 года.
В сегменте fashion объем продажи вырос в 1,5 раза в марте и в 2,9 раза в апреле.
Кстати, в большинстве сегментов, где онлайн-продажи росли, главный скачок оборотов произошел именно в апреле, когда все сидели дома: в товарах для красоты и здоровья – в 2,7 раза, в онлайн-гипермаркетах, мебели и товарах для дома – в 2,1 раза, в товарах для животных – в 1,9 раза, в БТиЭ – в 1,7 раза, в цифровых товарах – в 1,6 раза.
Для некоторых ритейлеров один из месяцев оказался очень удачным, а второй – провальным. Например, автотоваров в марте оплатили на 32% больше, чем в феврале (сказалась подготовка к летнему сезону), зато в апреле, когда ездить стали гораздо меньше, объем платежей снизился на 1%. Отрасль DIY в марте "просела" на 4%, а в апреле с началом дачного сезона выросла на 34%.
Сильнее всего пострадали отрасли, связанные с массовыми мероприятиями и поездками: оплата билетов на мероприятия (-57% в марте и -99% в апреле), оплата турпутевок, ж/д- и авиабилетов (-31% в марте, -84% в апреле).
Общий объем платежей, совершенных по картам Visa и MasterCard в апреле, упал на 8% и 14% соответственно. А вот по картам "Мир" объем вырос на 16% в рублях.
Возможно, это связано с тем, в период самоизоляции у бюджетников сохранялись выплаты зарплаты, а именно бюджетники являются основными держателями карт "Мир". Люди же, занятые в частном секторе, оказались менее платежеспособными.
На карантине в сфере платежей случился "откат в прошлое", говорят аналитики. Покупатели меньше использовали различные pay-сервисы, зато выросла доля расчетов банковскими картами. Возможно, все дело в том, что в онлайн-магазины пришли покупатели-новички, которым проще заплатить картой, чем осваивать другие формы оплаты.
Может быть, по той же причине заметно увеличилось число транзакций с компьютеров. Если в феврале с десктопа и мобильных платили поровну, то в апреле мобильные платежи уступили 5 п.п.
банки не несут таких больших издержек по зачислению денег на счёт
ведь переводы с карты на карту во многих случаях не облагаются какой то комиссией
скорее всего банки свои затраты по карточным переводам опять пытаются возложить на бизнес
я считаю что справедливой была бы ставка не более 0,5% за эквайринг Свернуть