140 млн заказов на 236 млрд руб. Объем онлайн-рынка лекарств России, ТОП-10 интернет-аптек и другие ключевые цифры этого бизнеса
За 2022 год в интернет-аптеках было оформлено 140 миллионов заказов на сумму 236 млрд рублей. Средний чек составил 1680 руб. Эта информация из свежего исследования рынка онлайн-продажи лекарств в России, подготовленного агентством Data Insight.
Доля Apteka.ru по объему онлайн-продаж среди интернет-аптек за 2022 год составила 31%. Этот сервис не первый год лидирует на рынке дистанционной торговли лекарствами, причем лидером он стал еще до полноценной легализации торговли лекарствами через Интернет. Это объясняется как давним и исключительно удачным приобретением доменного имени, так и сформировавшимся брендом, накопленной клиентской базой и агрессивным маркетингом.
ТОП-3 интернет-аптек в России по объему продаж выглядит так:
- Apteka.ru,
- Eapteka.ru,
- Zdravcity.ru.
Data Insight информирует также о других игроках этого рынка, входящих в ТОП-10, однако организации ниже третьего места перечислены по алфавиту и их место в списке не соотносится с выручкой.
Ключевые показатели рынка онлайн-торговли лекарствами и медицинскими товарами в России
За 2022 год через сайты и мобильные приложения аптек, входящих в ТОП-1000 онлайн-ритейлеров по версии Data Insight, было оформлено 140 млн заказов на сумму 236 млрд рублей.
Средний чек составил 1680 руб.
На долю интернет-аптек в 2022 году пришлось 5% российского рынка ecommerce по количеству заказов и 4% – в рублях.
По сравнению с 2021 годом количество заказов в интернет-аптеках увеличилось на 39%, объем онлайн-продаж вырос в рублях на 45%.
По темпам роста интернет-аптеки опережает все остальные сегменты российского ecom'а, за исключением продуктов питания.
На этих диаграммах представлен рост категории в заказах и рублях относительно других категорий:
Еще раз отметим, что средний чек при продаже аптечного ассортимента через Интернет составил 1680 руб. В 2022 году он вырос на 4%.
В этом сегменте традиционно один из самых низких средних чеков (ниже только в продуктах питания, чуть выше – в детских товарах).
Как российские интернет-аптеки доставляют лекарства покупателям
Безусловно, у доставки и логистики для этого сегмента ecommerce есть своя специфика – продавцы лекарств не могут пользоваться какими попало курьерскими службами, ПВЗ и транспортными компаниями. Здесь зачастую имеет критическое значение температурный режим, да и прочей специфики много.
Все аптеки, вошедшие в исследование, предоставляют своим покупателям услуги самовывоза.
49% из них также обеспечивают курьерскую доставку.
И только 2% – доставку "Почтой России".
При этом ни одна интернет-аптека не пользуется всеми способами доставки одновременно.
Сайты и мобильные приложения интернет-аптек в России
У 64% интернет-аптек есть приложения под Android, у 59% – под iOS.
Самое популярное мобильное приложение у Apteka.ru – более 10 млн установок и 189 тыс. отзывов в Google Play.
47% интернет-аптек в качестве основы для сайта используют CMS собственной разработки.
1C-Bitrix используют 34% онлайн-продавцов лекарств.
19% используют другие CMS.
Для посещения сайтов интернет-аптек покупатели чаще используют мобильные устройства (68%), чем десктопные (32%).
Структура источников трафика в сегменте интернет-аптек отличается от средних значений по всему рынку ecommerce повышенной долей "органики" (58% против 45%).
В онлайн-продажах лекарств и прочего аптечного ассортимента конверсия за 2022 год составила 9,5% (9,5 заказа на 100 посещений сайта).
Это пятое место среди 14 наблюдаемых Data Insight категорий онлайн-ритейлеров. Ближайшие показатели у магазинов зоотоваров и косметики — 11,8% и 6,7% соответственно.
Самая популярная социальная сеть, используемая онлайн-продавцами лекарств в России – "ВКонтакте". В ней ведут свои сообщества 64% интернет-аптек. При этом 23% имеют более 10 тыс. подписчиков.
Email-рассылки. У 65% интернет-аптек нет новостной рассылки. Соответственно, у остальных – есть.
11% работают с сервисами email-рассылок собственной разработки. 8% пользуются услугами Mindbox. Еще 16% используют другие сторонние сервисы.
Статистика сегмента приводится по 85 интернет-аптекам, входящим в ТОП-1000 российских интернет-магазинов по количеству заказов в 2022 году.
Для подсчета количества заказов используются результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе.
Также читайте на нашем сайте:
- Аптеки халатно готовятся к эксперименту с онлайн-торговлей рецептурными лекарствами, считают в Росздравнадзоре
- Эксперимент по доставке рецептурных лекарств набирает обороты в Москве: Dostavista и "Здравсити" в деле
- Началось! "Еаптека" уже доставляет рецептурные лекарства, но пока только в одном городе
- "Пилот" по доставке рецептурных лекарств стартовал, но доставки нет
- Эксперимент по онлайн-торговле рецептурными лекарствами может начаться без маркетплейсов. Что им не нравится?
- Какие лекарства точно нельзя будет продавать через Интернет в России?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Только они смогут уболтать сейчас открыть заведомо убыточный бизнес.
Мое субъективное мнение.