Рынок онлайн-торговли в сфере С2С в России: популярные товарные категории, география продаж, способы доставки
Data Insight совместно с "Авито" провели очередное ежегодное исследование рынка С2С онлайн-торговли в России. Цель исследования – оценка объемов рынка, его динамики, основных показателей: распределение по товарным категориям, основные причины покупки, использования различных площадок.
Динамика рынка онлайн-продаж в сфере С2С
Рынок С2С-продаж в Интернете достиг в 2021 году 1,32 трлн. рублей, рост рынка составил 25% за год. Рост происходит за счет увеличения частоты продаж.
Количество онлайн-покупок на С2С-рынке выросло за 1 год на 31% и достигло 514 млн., количество покупателей и продавцов на С2С-рынке снизилось, однако количество продаж увеличилось. Количество продавцов и покупателей на С2С-рынке составляет 12,7 млн. и 10,2 млн. соответственно.
Наиболее продаваемые товарные категории
Наиболее продаваемые товарные категории на С2С-рынке: "Детские товары" (22%), "Одежда и обувь" (21%), "Электроника и бытовая техника" (20% сделок).
Доля сделок с новыми товарами достигла 19% в общем количестве peer-to-peer сделок. Выше всего доля сделок с покупкой новых товаров в категориях "Одежда и обувь" и "Аксессуары".
Доля продавцов с новыми товарами растет. Каждый шестой продавец продавал новые товары или товары собственного производства.
Товар, проданный в последний раз — Топ‑5 в каждой категории.
Продавцы продолжают расширять категории продаваемых товаров. Больше всего выросли категории "Вещи, бывшие в употреблении" и "Неподошедшие вещи" — +2,5% по сравнению с прошлой волной.
Больше половины продавцов занимаются продажами одежды и обуви.
География продаж
Все больше продавцов продают за пределы своего населенного пункта. Доля тех, кто ограничен продажей в пределах своего города, снизилась с 2017 года с 72% до 47%, а доля продающих по всей России выросла с 7% с 2017 г. до 20% в 2021-м. Распространение ареала продажи — прямое следствие более широкого использования профессиональной доставки. В 2022 году 22% заказов приходятся на курьерскую доставку и доставку до ПВЗ, еще 14% — на "Почту России".
C2C-торговля развивается в городах с населением 100+.
Способы доставки заказов
Продавцы стали чаще использовать "профессиональную доставку" — курьером и ПВЗ. Доставка до ПВЗ в 2021 году сравнялась по доле с "Почтой России" и увеличилась на 6% к прошлому году.
Основная причина покупки у частного лица — низкая цена
С 42% до 52% выросла доля покупателей, для которых причина покупки у частных продавцов — уникальность товара или его отсутствие в магазине. Растет значимость вторичного рынка как товарного резерва, который может покрывать спрос, не обеспеченный товарными запасами магазинов. К этому же резерву покупатели обращаются в момент резкого роста цен на новые товары, а также при ожидании это роста.
Портрет продавца
Среди C2C-продавцов остается высока доля мужчин. Последовательно растет доля продавцов возраста 45+. Средний возраст продавцов остался прежним и составляет 39 лет.
Площадки
В 2021 году Facebook и Instagram пользовались 21% С2С-продавцов. После ухода с российского рынка этих сервисов 14% продолжили ими пользоваться, а остальные перераспределились между "Авито", "Юлой" и "Вконтакте". К июню 2022 года использование частными продавцами сервиса "Авито" выросло на 10 п. п., "Юлы" — на 6 п. п., "Вконтакте" — на 8 п. п.
*Facebook / Instagram признаны экстремистскими организациями на территории РФ.