Работа с поставщиками и логистами. Что может пойти не так?
Материал подготовлен компанией Arvato Россия и является частью исследования East-West Digital News о российском рынке интернет-торговли, которое было опубликовано совместно с Oborot.ru. Краткая версия исследования: www.ewdn.com/e-commerce/oborot.pdf
Работа интернет-магазина тесно связана с логистическими службами и включает выстраивание бизнес-процессов поставки, обработки и отправки грузов получателю. О том, на какие узкие места в этой цепочке нужно обратить внимание, рассказал Михаэль Печке (Michael Poetschke) – генеральный директор "ArvatoРоссия" (дистрибуционный центр Bertelsmann)
Работа с поставщиками
Самая важная и сложная задача – выбор поставщика/оптовика, который имеет эксклюзивные права на нужную вам продукцию. Вы же не хотите быть третьим или четвертым в цепочке поставок?
Если вы только открылись, то вначале вы неминуемо будете для своего поставщика довольно мелким клиентом, покупающим множество различных наименований в небольших количествах.
Тем не менее, вот чек-лист ключевых моментов, о которых вам надо договориться поставщиком:
- заранее ознакомьтесь с образцами товаров;
- получите мастер-файл с подробными данными (вес, габариты, описание, размеры, цвета, номера артикулов, штриховое кодирование, в идеале фотографии и пр.);
- согласуйте маркировку отдельных артикулов (включая описание на русском языке, уникальные номера артикулов, штрих-коды, сведения о стране происхождения и т.д.);
- установите минимальные объемы, которые вы будете поставлять/покупать;
- определите условия оплаты и комиссий, политику возврата непроданных или поврежденных товаров;
- согласуйте правила электронного обмена данными о заказах.
Поставки на склад
Итак, в идеале поставки на склад должны идти в соответствии с установленными сроками, товарооборотом, в координации с вашими рекламными кампаниями. Но это в идеале, а идеал, как известно, недостижим.
Что может пойти не так?
- Поставляемые товары не включены в сервис веб-карт (WMS) (мастер-файл).
- Товары поставляются без предварительного электронного уведомления (наименование и количество изделий, упаковок, ящиков, поддонов).
- Товары поставляются без какого-либо уведомления.
- Товарные накладные (документы о доставке) не соответствуют фактической поставке (по наименованиям или количеству).
- Повреждена упаковка или товары.
- Упаковки (ящики) или товары не маркированы, не были просканированы или неизвестны.
- Товар частично не соответствует требованиям к качеству (что выяснилось позже в процессе продажи, если проводится полный контроль качества).
- Коробки производителя с заявленной единицей складского учета (SKU) не содержат того количества артикулов, которое заявлено на маркировке коробки (как следствие, фактическое состояние запасов отличается от системных данных, что ведет к недостаче при инвентаризации)
- Количество товаров правильное, но перепутаны цвета, размеры и т.д.
Я рекомендовал бы разрешить вашему партнеру осуществлять постоянный контроль за всеми аспектами рабочих процессов непосредственно связанных с логистикой. Цель этого простая:
Фактически поставленный товар= товар в WMS = товар в вашей системе учета = товар, предлагаемый для продажи в интернет-магазине.
Электронные данные, а также все необходимые бумажные документы (с печатью и подписью) должны соответствовать друг другу или быть синхронизированы на всех уровнях.
Работа с провайдером логистических услуг
Вам нужен внутренний специалист по логистике. Специалист по логистике/фулфилменту должен являться единственным контактным лицом для вашего поставщика услуг. Все остальное можно поручить своему поставщику, в таком случае большая команда, которая будет дублировать функции поставщика, не требуется.
Определите схему бизнес-процесса, который необходимо организовать.
Это нужно сделать лишь один раз, но желательно до запуска операционной деятельности. Если в бизнесе произойдут изменения, соответствующие изменения будут внесены в процессы. В основе лежит ваша бизнес-концепция, план и бюджет (безусловно, они у вас есть ).
Логистический провайдер должен иметь доступ к следующим данным о вашем бизнесе:
- количество наименований;
- мастер-файл о наименованиях;
- среднее количество каждой SKU на складе;
- среднее количество заказов в день;
- среднее количество артикулов в заказе;
- упаковка (материал);
- отправка по почте/курьером;
- предлагаемые варианты оплаты;
- ожидаемый процент возврата;
- ИT, техническая платформа интернет-магазина, ERP.
Оставить фулфилмент внутри компании или отдать на аутсорсинг?
Единого ответа здесь быть не может. Некоторые онлайн-ритейлеры стараются сохранить контроль над большинством бизнес-процессов, другие же выступают за максимальный аутсорсинг, включая CMS, SEO, SEM, обслуживание клиентов. Но если вы выбрали отдать логистику и склад на аутсорсинг, учтите: все процессы исполнения заказа должны быть обозначены в общей блок-схеме, четко определяющей: кто и чем занимается, какие интерфейсы для обмена, и какими данными необходимы. Даже на аутсорсинге эти процессы должны быть "прозрачны" для вас.
Стоимость
Если вы смогли четко согласовать все бизнес-процессы, то договориться о подходе к определению стоимости логистических услуг не составит труда. Самые распространенные подходы: на основе расходов по транзакциям, стоимости исполнения одного заказа (CPO), процента от продаж (выручки).
Мой вам совет если по доставке - DPD consumer отправлено более 2000 отправлений за год,проблем не было вообще и стоимость очень хорошая.
За какой интервал?
По DPD мало информации, но главный негативный нюанс, это то, что они берут деньги за повторный выезд курьера!? Это правда? А не за сам факт доставки...
И по пробуйте потом доказать, кто виноват клиент или служба доставки.
Цены по регионам выше, чем у того же СДЭК, склады всегда в самой Жо находятся, не зависимо от региона, не знаю чем это обусловлено, одно дело для крупногабаритных, другое дело для ежедневных мелких посылок до 2 кг!
Время работы, также оставляет желать лучшего! Свернуть