Работа с поставщиками и логистами. Что может пойти не так?
Материал подготовлен компанией Arvato Россия и является частью исследования East-West Digital News о российском рынке интернет-торговли, которое было опубликовано совместно с Oborot.ru. Краткая версия исследования: www.ewdn.com/e-commerce/oborot.pdf
Работа интернет-магазина тесно связана с логистическими службами и включает выстраивание бизнес-процессов поставки, обработки и отправки грузов получателю. О том, на какие узкие места в этой цепочке нужно обратить внимание, рассказал Михаэль Печке (Michael Poetschke) – генеральный директор "ArvatoРоссия" (дистрибуционный центр Bertelsmann)
Работа с поставщиками
Самая важная и сложная задача – выбор поставщика/оптовика, который имеет эксклюзивные права на нужную вам продукцию. Вы же не хотите быть третьим или четвертым в цепочке поставок?
Если вы только открылись, то вначале вы неминуемо будете для своего поставщика довольно мелким клиентом, покупающим множество различных наименований в небольших количествах.
Тем не менее, вот чек-лист ключевых моментов, о которых вам надо договориться поставщиком:
- заранее ознакомьтесь с образцами товаров;
- получите мастер-файл с подробными данными (вес, габариты, описание, размеры, цвета, номера артикулов, штриховое кодирование, в идеале фотографии и пр.);
- согласуйте маркировку отдельных артикулов (включая описание на русском языке, уникальные номера артикулов, штрих-коды, сведения о стране происхождения и т.д.);
- установите минимальные объемы, которые вы будете поставлять/покупать;
- определите условия оплаты и комиссий, политику возврата непроданных или поврежденных товаров;
- согласуйте правила электронного обмена данными о заказах.
Поставки на склад
Итак, в идеале поставки на склад должны идти в соответствии с установленными сроками, товарооборотом, в координации с вашими рекламными кампаниями. Но это в идеале, а идеал, как известно, недостижим.
Что может пойти не так?
- Поставляемые товары не включены в сервис веб-карт (WMS) (мастер-файл).
- Товары поставляются без предварительного электронного уведомления (наименование и количество изделий, упаковок, ящиков, поддонов).
- Товары поставляются без какого-либо уведомления.
- Товарные накладные (документы о доставке) не соответствуют фактической поставке (по наименованиям или количеству).
- Повреждена упаковка или товары.
- Упаковки (ящики) или товары не маркированы, не были просканированы или неизвестны.
- Товар частично не соответствует требованиям к качеству (что выяснилось позже в процессе продажи, если проводится полный контроль качества).
- Коробки производителя с заявленной единицей складского учета (SKU) не содержат того количества артикулов, которое заявлено на маркировке коробки (как следствие, фактическое состояние запасов отличается от системных данных, что ведет к недостаче при инвентаризации)
- Количество товаров правильное, но перепутаны цвета, размеры и т.д.
Я рекомендовал бы разрешить вашему партнеру осуществлять постоянный контроль за всеми аспектами рабочих процессов непосредственно связанных с логистикой. Цель этого простая:
Фактически поставленный товар= товар в WMS = товар в вашей системе учета = товар, предлагаемый для продажи в интернет-магазине.
Электронные данные, а также все необходимые бумажные документы (с печатью и подписью) должны соответствовать друг другу или быть синхронизированы на всех уровнях.
Работа с провайдером логистических услуг
Вам нужен внутренний специалист по логистике. Специалист по логистике/фулфилменту должен являться единственным контактным лицом для вашего поставщика услуг. Все остальное можно поручить своему поставщику, в таком случае большая команда, которая будет дублировать функции поставщика, не требуется.
Определите схему бизнес-процесса, который необходимо организовать.
Это нужно сделать лишь один раз, но желательно до запуска операционной деятельности. Если в бизнесе произойдут изменения, соответствующие изменения будут внесены в процессы. В основе лежит ваша бизнес-концепция, план и бюджет (безусловно, они у вас есть ).
Логистический провайдер должен иметь доступ к следующим данным о вашем бизнесе:
- количество наименований;
- мастер-файл о наименованиях;
- среднее количество каждой SKU на складе;
- среднее количество заказов в день;
- среднее количество артикулов в заказе;
- упаковка (материал);
- отправка по почте/курьером;
- предлагаемые варианты оплаты;
- ожидаемый процент возврата;
- ИT, техническая платформа интернет-магазина, ERP.
Оставить фулфилмент внутри компании или отдать на аутсорсинг?
Единого ответа здесь быть не может. Некоторые онлайн-ритейлеры стараются сохранить контроль над большинством бизнес-процессов, другие же выступают за максимальный аутсорсинг, включая CMS, SEO, SEM, обслуживание клиентов. Но если вы выбрали отдать логистику и склад на аутсорсинг, учтите: все процессы исполнения заказа должны быть обозначены в общей блок-схеме, четко определяющей: кто и чем занимается, какие интерфейсы для обмена, и какими данными необходимы. Даже на аутсорсинге эти процессы должны быть "прозрачны" для вас.
Стоимость
Если вы смогли четко согласовать все бизнес-процессы, то договориться о подходе к определению стоимости логистических услуг не составит труда. Самые распространенные подходы: на основе расходов по транзакциям, стоимости исполнения одного заказа (CPO), процента от продаж (выручки).
Мой вам совет если по доставке - DPD consumer отправлено более 2000 отправлений за год,проблем не было вообще и стоимость очень хорошая.
За какой интервал?
По DPD мало информации, но главный негативный нюанс, это то, что они берут деньги за повторный выезд курьера!? Это правда? А не за сам факт доставки...
И по пробуйте потом доказать, кто виноват клиент или служба доставки.
Цены по регионам выше, чем у того же СДЭК, склады всегда в самой Жо находятся, не зависимо от региона, не знаю чем это обусловлено, одно дело для крупногабаритных, другое дело для ежедневных мелких посылок до 2 кг!
Время работы, также оставляет желать лучшего! Свернуть
Вам сейчас навалят предложений, но ни одни из существующих КС этим требованиям не соответствует. Для крупногабарита нет других вариантов кроме как возить самим.
Да ладно! Пол-куба - не такой уж крупногабарит Свернуть