Ниша пока пуста
[Ведомости] Формально кредитованием малого и среднего бизнеса у нас занимаются многие банки, во всяком случае, они декларируют такую услугу. Но на деле выдвигают такие условия кредитования, что ни один здравомыслящий предприниматель принять их не может.
Взять хотя бы залог. Если в банк придет человек и попросит кредит под бизнес-план, то скорее всего он ничего не получит. Большинство банков требуют в качестве залога какие-нибудь осязаемые активы – недвижимость, оборудование и т. п. , чего у начинающего бизнесмена нет по определению.
Но даже если предприниматель найдет что-нибудь подходящее в качестве залога, то, узнав о стоимости кредита, он сам откажется от займа.
Если в Америке и Европе ставки кредитов для малого и среднего бизнеса колеблются от 4% до 10% годовых, то у нас по валютным кредитам они доходят до 25%. Ставки по рублевым кредитам держатся на уровне 22 – 35% годовых. "Если рентабельность производства 10 – 15% , а от этого нужно отдать 20% , то невыгодно брать кредит, не расплатишься", – говорит Людмила Масленникова, генеральный директор небольшой компании "Реалпласт", производящей пластиковые пакеты и упаковку.
По мнению председателя совета директоров компании "Инвест Про" (бытовая химия) и генерального директора компании "Инкопласт" (упаковка для бытовой химии) Сергея Большакова, валютная ставка выше 20% годовых делает кредит бесполезным. От 14% до 20% – это балансирование на грани рентабельности. Со ставкой 12 – 14% бизнес чувствует себя спокойнее, но серьезное развитие невозможно. "Очень хотелось бы, чтобы ставки были где-то 10 – 12% годовых. Тогда можно и долги отдать, и развиваться", – говорит Большаков.
Двух первых драконовских условий достаточно, чтобы малый бизнес забыл дорогу в банк, а есть еще короткие сроки кредитования (полгода-год) и дополнительные требования. Людмила Масленникова рассказала, что один банк помимо бизнес-плана и залога потребовал еще предоставить договоры с будущими покупателями продукции, которая сойдет с купленных на кредит станков. Но как можно предоставить договоры на продажу того, что еще не производится?
Свято место пусто
В Европе и США подавляющее число банков зарабатывают свои капиталы, кредитуя малый и средний бизнес и население. Рано или поздно в эту нишу придут и российские банки, пока что на это решаются единицы. По мнению специалистов, в Москве банков, которые кредитуют средний и малый бизнес на приемлемых условиях, не более десятка: КМБ-Банк, ДельтаБанк, Пробизнесбанк, Сбербанк, Межпромбанк, ОВК-Банк и др. "Ниша кредитования малого и среднего бизнеса практически пуста", – говорит заместитель председателя правления КМБ-Банка Сергей Сучков.
Для того чтобы в России ступить на зыбкое поле кредитования малого и среднего бизнеса, нужно обладать двумя вещами – современными технологиями и "длинными" деньгами. Технологиями большинство банков не владеет, потому что еще не наработало. А "длинных денег" у них нет, потому что вкладчики (и физические лица и компании) с 1998 г. очень не любят класть деньги в банк надолго.
В таких условиях единственный способ работы в этой нише – сотрудничество с западными партнерами. Практически все банки, кредитующие в России средний и малый бизнес, работают в рамках программ зарубежных финансовых организаций. Сегодня в России известны, пожалуй, лишь две такие программы – программа кредитования малого и среднего бизнеса ЕБРР и программа инвестиционного фонда "США – Россия". Сотрудничество в рамках этих программ и помогает коммерческим банкам предоставлять кредиты малому бизнесу.
По мнению заместителя начальника управления кредитования малого бизнеса Пробизнесбанка Натальи Журкиной, работать в этой нише выгодно (банк получает разницу между ценой кредита, предоставляемого иностранным партнером, и рыночной ценой кредита в России; учитывая все затраты, это 3 – 7% годовых с каждого кредита). 75% заемщиков этого банка – это компании среднего и малого бизнеса.
Помимо "длинных" денег западные организации передают российским банкам проверенные временем западные технологии кредитования, которые позволяют стандартизировать работу с мелкими и средними заемщиками. А это снижает издержки и риски.
Современные технологии в кредитовании малого бизнеса – это половина дела. Пробизнесбанк, например, 50% своих клиентов кредитует уже не по программе фонда "США – Россия", а за счет средств банка. "Владея этой технологией, – говорит Журкина, – мы стали настолько гибкими, что готовы кредитовать даже те российские компании, которые не до конца прозрачны, финансы которых легальны лишь на 60 – 80% ". И все же минимальная сумма кредита Пробизнесбанка даже по программе фонда "США – Россия" – $25 000, а ставки 18 – 19% годовых в валюте (рубли – 22 – 26% годовых). Сроки кредитования до двух лет.
Гораздо более мягкие условия предлагает КМБ-Банк – фактически российский филиал ЕБРР. Здесь можно получить кредит даже в $1000. Ставки – от 12% до 20% (в рублях – 22 – 32% ), срок кредитования – до трех лет. В КМБ-Банке может кредитоваться даже торговец пирожками.
Как рассказал один из клиентов, мелкие кредиты банк готов предоставлять, лишь осмотрев бизнес и изучив бизнес-план.
Все банки, работающие по западным технологиям и с западными деньгами, довольно гибко подходят и к проблеме залога. Им может служить часть оборотных средств, продукция на складе и т. п. Причем, по словам зампреда правления КМБ-Банка Серея Сучкова, риски не так велики. Благодаря технологии кредитования, предоставленной ЕБРР, потери никогда не превышают 1% от кредитного портфеля банка.
Время собирать камни
По мнению многих специалистов, ниша кредитования малого и среднего бизнеса начнет активно заполняться только тогда, когда будут созданы предпосылки для снижения банковских рисков.
Макроэкономические риски известны всем. "У нас раз в два года случаются путчи, обвалы рынков и дефолты", – говорит старший менеджер управления маркетинга и кредитования ДельтаБанка Андрей Зеленский. Но в контексте рассматриваемой проблемы это не единственный камень, который можно бросить в огород государства. По мнению Геннадия Мещерякова, руководителя департамента финансовых рынков компании Andersen, непопулярность в банковской среде кредитования малого бизнеса объясняется в том числе правилами ЦБ.
Согласно норме Центробанка резервы под не обеспеченные залогом кредиты создаются фактически за счет чистой прибыли. Именно поэтому большинство банков требуют в виде залога недвижимость – актив, ценность которого неоспорима.
Другой фактор риска – это сами клиенты. "Большинство малых и средних компаний в России непрозрачны, – говорит заместитель директора московского офиса The Boston Consulting Group Станислав Цырлин. – Соответственно, высоки и банковские риски. Высокие риски – высокие кредитные ставки и короткие сроки кредитования". Основная причина непрозрачности малого и среднего бизнеса – тяжесть налогового бремени. Хотя здесь ситуация постепенно меняется.
Кроме того, по словам Геннадия Мещерякова, развитие кредитования сдерживается из-за того, что нет реальных инструментов, способных защитить интересы банка. Заемщик может не вернуть деньги, но цивилизованного механизма заставить его выплатить долг просто нет. Банкротство успешно используется для враждебных поглощений, но кто сможет вспомнить реальные примеры быстрого и цивилизованного банкротства, когда отстаивались интересы кредиторов? И в этом тоже виноваты власти. По мнению Геннадия Мещерякова, чтобы кредитование малого и среднего бизнеса развивалось, банки нуждаются в поддержке государства. Необходимо еще большее снижение налогов, пересмотр нормативов ЦБ, создание эффективной судебной системы и т. п.