подписка
Подписаться
Дэвид Льюис
17/04/2015

Мобильный маркетинг в ближайшем будущем

E-commerce вступает в эру мобильного маркетинга. На мобильные экраны во всем мире уже сейчас приходится более трети покупок через Интернет, а в Японии и Южной Корее – более 50%. И это не предел.

Что нового принесли в маркетинг мобильные устройства, и какой может стать mcommerce уже в обозримом, нефантастическом будущем?

Об этом рассуждает Дэвид Льюис – основатель компании Mindlab International, психолог, журналист, лектор, признанный эксперт по нейромаркетингу, которого называют отцом этой науки.

С разрешения издательства "Манн, Иванов и Фербер " – обладателя прав на русский перевод – мы публикуем отрывок из книги Льюиса "Нейромаркетинг в действии", посвященный мобильным гаджетам. 

На пресс-конференции 27 января 2010 года Стив Джобс сказал, что у него предчувствие: может быть, новое устройство iPad от Apple ждет большое будущее.

Оказалось, что это преуменьшение десятилетия. Мобильные устройства создали «поколение, которое всегда на связи», чья информированная и чрезмерно циничная точка зрения навсегда изменила все аспекты рекламы и маркетинга.

Если мобильные телефоны стали доверенными друзьями и советчиками своих хозяев, то какие преимущества они имеют над специалистами по продажам из плоти и крови? Вот десять очевидных преимуществ, которые будут актуальны в ближейшем будущем.

 В маркетинге мобильные устройства:

1. Больше знают

Обладая возможностью получать, хранить огромные массивы данных и манипулировать ими, цифровые устройства имеют доступ к практически неограниченным знаниям не только о самих продуктах, но и об их пользователе.

2. Дают персонализированные рекомендации

Математические методы, такие как Байесовы сети или совместная фильтрация, позволяют цифровым устройствам с хорошей вероятностью прогнозировать, что захотят купить отдельные потребители, и давать им соответствующие рекомендации. Некоторые компании, например, Amazon, стоят на передовой новаторского использования этих методов. Они предлагают клиентам книги, музыку или гаджеты, исходя из их предыдущих покупок.

3. Быстрее реагируют

Ускоряя и облегчая шопинг, цифровые технологии поощряют людей чаще делать покупки. С уменьшением количества операций до одного-двух шагов, а еще лучше –  одного шага –  потребитель делает покупки быстрее и, конечно, импульсивнее.

Б. Фогг, директор Persuasive Technology Lab Стэнфордского университета, отмечает:

"Являясь пользователем Amazon.com, вы можете подписаться на покупки «за один клик». Один клик мышки — и то, что вы покупаете, автоматически оплачивается вашей кредитной картой, пакуется и отправляется вам. Стратегия предварительной обработки информации, стоящая за шопингом «за один клик», эффективно мотивирует пользователей покупать".

На быстро развивающемся, высококонкурентном глобальном рынке автоматические транзакции такого рода часто решают, сделаете вы продажу или останетесь ни с чем.

4. Под рукой в правильное время

Из-за того, что мобильные устройства перемещаются вместе с пользователем, маркетинговое послание можно предложить в самый благоприятный момент. Однако определить правильное время не так-то просто. Во внимание нужно принять множество факторов, в том числе физическое окружение, социальный контекст и переходное физическое и психическое состояние потребителя. Сегодня в разработке находятся устройства, умеющие распознавать эмоциональное и физическое состояние своего владельца и реагировать на него. Они будут приводить коммерческие послания в соответствие с целями пользователя, его режимом, местом, где он находится, и даже социальным контекстом — делать лишь те предложения, что не помешают окружающим. например, если устройство определит, что пользователь устал, оно предложит ему чашку кофе и найдет ближайшее кафе Starbucks или Costa Coffee. если владелец в плохом настроении, оно спросит, не хочет ли он сходить в спортивный клуб или салон красоты.

В книге «Технологии убеждения: как используют компьютеры, чтобы менять то, что мы чувствует и делаем», Фогг рассказывает, как двое его студентов создали прототип плюшевого медведя, подключенного к глобальной системе позиционирования (GPS), что позволяло ему в любой конкретный момент «знать», где он находится. Они собирались предложить игрушку McDonald’s — для бесплатной раздачи или продажи по невысокой цене. Как только медведь оказывался вблизи одного из ресторанов McDonald’s, он начинал петь песенку о том, какая вкусная там еда и как бы он хотел туда пойти. Хотя игрушка так и не была запущена в производство, можно представить себе, насколько убедительно такое своевременное послание, если семья проезжает или проходит мимо McDonald’s. Можно представить себе и то, насколько быстро родителей начнет возмущать эта постоянная реклама и с каким нетерпением они будут ждать, когда же игрушка выйдет из строя.

Это подводит нас ко второму моменту — правильному выбору времени. Контекст не менее важен, чем доступность продукта. Например, в случае с плюшевым медведем для McDonald’s можно настроить программу так, чтобы он пел свою песенку в нужное время: например, ближе к обеду или ужину.

5. Могут персонифицировать предложение

Последняя тенденция в рекламе и маркетинге — персонификация, то есть создание коммерческих посланий под конкретные нужды человека.

Необходимую информацию собирают в социальных сетях. Например, если покупатель писал, что не любит McDonald’s, а предпочитает Burger King, в рекламном сообщении это будет учтено. Используя информацию о предпочтениях и антипатиях человека, мобильный телефон может превратиться из полезного устройства в доверенного друга. Принимая во внимание коммерческий потенциал мобильного маркетинга, никто не удивится, узнав, что такие крупнейшие многонациональные компании, как Coca-Cola, PepsiCo, McDonald’s, Kellogg’s и Burger King, лидируют в разработке его технологий.

6. Оказываются бесконечно настойчивыми

Многие продавцы знают, что в продажах настойчивость окупается. А в том, что касается настойчивости, цифровые маркетологи побеждают с большим отрывом. Мобильные устройства не чувствуют себя униженными или отвергнутыми и, если их соответствующим образом не запрограммировать, не принимают ответа «нет».

 7. Предлагают анонимность

Хотя многие покупатели положительно реагируют на внимание продавца, бывает, что они предпочитают анонимность цифровых транзакций. Конфиденциальность особенно важна, когда люди покупают что-то очень личное.

8. Вездесущи

Мобильные устройства быстро становятся неотъемлемым компонентом нашей жизни. Цифровые возможности сегодня встроены в автомобили и грузовики, телевизоры и наручные часы, стиральные машины, холодильники и зубные щетки. Это значит, что почти любой прибор можно превратить в площадку мобильного маркетинга. Так коммерческие послания можно доставить в ванные и спальни — туда, где живой продавец едва ли будет уместен.

9.Масштабируемые

Мобильные технологии позволяют быстро увеличивать масштаб, когда спрос растет, и уменьшать его или так же быстро менять тактику, если потребитель потерял интерес или у него появились новые потребности.

10.Всегда на связи

Чипы радиочастотной идентификации (RFID) — это дешевые передатчики, широко используемые для отслеживания покупок, которые делают потребители. Эту технологию можно использовать и для встраивания «разума» в разнообразную бытовую технику. Например, холодильник может быть оснащен радиоприемником, воспринимающим сигналы с чипов, которые встроены в упаковки продуктов, например молока, и сообщать владельцу о том, что оно кончается. Это послание высветится на экране его компьютера, в планшете или мобильном телефоне. То же послание может прийти к пользователю и по Интернету.

Для этого супермаркет должен будет послать владельцу своевременное уведомление. Магазин может соблазнить его купить что-нибудь дополнительно, предлагая скидки или выгодные покупки. Все, что потребителю для этого нужно, — нажать кнопку на своем смартфоне, и покупка сделана.

Многие очень занятые, ограниченные во времени потребители будут только приветствовать подобный автоматический сервис. Их холодильники, буфеты и шкафы будут постоянно отслеживать запас продуктов — от хлеба до яиц, туалетной бумаги и вина — и, не спрашивая хозяина, посылать заказ в супермаркет, когда продукты заканчиваются. Тот узнает об этом, только когда продукты ему доставят.

Такие же мобильные устройства можно встроить в автомобиль, который будет предупреждать владельца (и, возможно, ближайший сервис), когда пора поменять масло или подкачать колеса. Костюм может сообщить хозяину, что его пора погладить, а электрическая зубная щетка — что пришло время менять насадку или что нужно выдавливать на нее больше пасты. Эксперт по такого рода «окружающему разуму» Дэвид Райт говорит:

В скором будущем каждый продукт производства — наша одежда, деньги, приборы, краска на стенах, ковер на полу, наши автомобили, ну, в общем, все — будет оснащено интеллектом, сетями крошечных сенсоров и выключателей, которые кто-то назвал интеллектуальной пылью».

Если вся эта информация будет также доступна магазинам или производителям, пользователи смогут получать быстрые и релевантные маркетинговые предложения.

Прокомментировать
Читайте также
11/03/2021
Тренды в digital-маркетинге: особенности, прогнозы, мнения. Исследование компании E-Promo
Какие каналы дистрибуции наиболее перспективные? Что ждет digital-маркетинг в ближайшем будущем? Особенности, прогнозы и мнения экспертов... Подробнее
17/04/2015
16/04/2015
Пробник - двигатель продаж
Исследование рынка косметики выявило два основных типа потребительского поведения в отношении приверженности в торговой марке. Кроме того, по результатам опросов, пробники оказались самым действенным инструментом для привлечения новых пользователей. ... Подробнее
burlakov
24/03/2015
О возможности внедрения в Интернете уникальной технологии уп 1
Одной из новых перспективных направлений применения Интернета является создание массовых сетевых услуг по нахождению наилучших для пользователя решений в интересующей его прикладной сфере. Потребность в такого рода сетевых услугах существует давно и только отсутствие соответствующих сетевых оптимизирующих программных инструментов сдерживало их развитие. Теперь стало реальностью их появление применительно к управлению так называемыми дискретными процессами (т.е. процессами с четко отделенными друг от друга состояниями), которые широко встречаются в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Основанием для такого утверждения автора является недавнее появление сетевой наукоемкой технологии автоматизации управления дискретными технологическими и информационными процессами (сокращенно - ИТ АУ ДТИП), позволяющей разрабатывать сетевые и обычные программных инструменты по эффективному управлению дискретными процессами различного назначения. На базе этой технологии уже созданы и успешно апробированы автором многие такие инструменты (см. сайт "Центр внедрения ИТ АУ ДТИП"), в том числе и те, которые позволяют реализовывать совершенно новые инновационные технологии в конкретных прикладных областях (см. другие публикации автора в этом разделе форума).
Рассмотрим еще одно возможное применение ИТ АУ ДТИП по созданию в Интернете уникальной технологии управления проектами.
Краткая справка. Под проектом понимается совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер (например, строительство нового завода, создание нового серийного изделия и т.п.). Управление проектами - это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. При этом решаются задачи разработки плана проекта и сопровождения последнего в процессе его реализации.
Задачи по управлению проектами обычно возникают в таких прикладных сферах как проектировании, строительство, производство и бизнес. Для их решения существует масса специальных программных средств, самым известным из которых является Microsoft Project. Почти все они реализуют единую технологию управления проектами, базирующуюся на известных методах критического пути и PERT, а также на диаграммах Ганта. Особенности этой технологии, широко применяемой на практике, состоят в следующем:
· план проекта (т.е. модель его выполнения) представляется в виде диаграммы Ганта или сетевого графика, состоящего из этапов (фаз), каждый из которых включает нескольких последовательно выполняемых работ (задач);
· для каждой работы плана проекта назначаются требуемые ресурсы, после чего рассчитываются стоимости и времена выполнения всех этих работ, а также всего проекта в целом;
· с помощью метода критического пути выполняется улучшение плана проекта для удовлетворения исходных директивных показателей (требуемых стоимости и времени его выполнения), а также для сведения к минимуму стоимости его выполнения за счет перераспределения ресурсов между отдельными его работами. При этом учитываются многочисленные ограничения на суммарные ресурсы по отдельным категориям, а также специфика использования людских и материальных ресурсов;
· после вступления в силу плана проекта производится постоянное отслеживания процесса его выполнения и в случае обнаружения каких-либо отклонений от этого плана - внесение необходимых коррекций в оставшуюся его часть.
Недостатки существующей технологии управлении проектами состоят, на взгляд автора, в следующем:
· в сложности и трудоемкости процедур как составления самого плана проекта, так и его последующей необходимой коррекции, содержащие множество ручных операций, успех выполнения которых определяется опытом разработчика и глубиной знаний самого проекта;
· в фактическом наличии не оптимизации (в чистом ее виде) плана проекта, а его некоторого улучшения по сравнению с исходным вариантом в отношении уменьшения времени или стоимости его выполнения. Иными словами, здесь нет никакой гарантии, что ваш план обеспечит наименьшее время выполнения проекта при заданном ограничении на его стоимость или наоборот - наименьшую стоимость при заданном ограничении на время выполнения. Это прежде всего вызвано тем, что приходится учитывать массу разных ограничений на используемые ресурсы, что затрудняется применение стандартных процедур оптимизации.
Прежде чем изложить суть предлагаемой автором уникальной технологии управления проектами, базирующуюся на ИТ АУ ДТИП (см. выше), заметим следующее: стоимость и время выполнения любого проекта, т.е. его общие показатели определяются объемом его работ (планом проекта), а также назначенными ресурсами по их выполнению. Иными словами, каждая работа проекта характеризуется двумя параметрами, влияющими на его общие показатели: стоимостью и временем ее выполнения. Если мы при этом абстрагируемся от всяких ограничений, связанных со спецификой назначения людских и материальных ресурсов для выполнения работ проекта, что характерно для существующей технологии, то сможем решать такие задачи управления проектами, которые до сих пор были недоступны, а именно: задачи нахождения оптимального компромисса между стоимостью (временем) и временем (стоимостью) выполнения всего проекта или любой оставшейся его части. Предлагаемая технология позволяет это делать. Ниже перечислены ее основные особенности:
· план проекта представляет собой сетевой граф произвольной структуры, состоящий из обычных и вложенных цепочек операций (в известных терминах существующей технологии операция - это работа проекта, а цепочка операций - его этап);
· для любой операции сетевого графа задается набор возможных вариантов ее выполнения, каждый из которых характеризуется двумя параметрами: стоимостью и временем ее выполнения;
· здесь не накладываются никаких ограничений на суммарные ресурсы требуемых категорий за исключением возможного учета временной недоступности ресурсов отдельных категорий. Иными словами, для успешного выполнения проекта в соответствии с его сформированным оптимальным планом нужно обеспечить наличие всех указанных в этом плане ресурсов;
· если некий ресурс требуется для выполнения несколько одновременно протекающих операций проекта, то для устранения конфликтной ситуации между последними предлагается интерпретировать этот ресурс как временно недоступный, выделив для каждой из этих операций отдельное временное окно, в котором этот ресурс может быть ей назначен.
Преимущества предлагаемой технологии по сравнению с традиционной технологией управления проектами состоят в следующем:
· появилась отсутствовавшая ранее возможность решения следующих задач оптимизации плана выполнения любого проекта: а) минимизация стоимости его выполнения при заданных ограничениях (их может быть несколько) на время выполнения; б) минимизация времени выполнения проекта при заданных ограничениях на стоимость его выполнения;
· существенно уменьшилась трудоемкость составления плана проекта, а также его модификации в процессе выполнения (последнее выполняется путем повторного решения оптимизационной задачи, в которую вводятся реализованные значения выполненных операций, включая и ту, длительность или стоимость выполнения которой превысила заданную величину).
Гарантия реализуемости в Интернете предлагаемой технологии управления проектами состоит в следующем:
· в создании автором ключевого для этой технологии программного инструмента - сетевой инструментальной системы оптимизации достижения цели версии 2.1 (СИС ОДЦ 2.1), см. ниже;
· в реализации удаленной процедуры решения через Интернет такого рода задач на примере старой версии 1.5 программы СИС ОДЦ (см. порталы 9 и 11 сайта "Центр внедрения ИТ АУ ДТИП").
Ниже перечислены основные технические характеристики программы СИС ОДЦ 2.1. Полное ее название - "Сетевая инструментальная система оптимизации достижения цели, версия 2.1". Назначение - предоставление возможности любым заинтересованным пользователям оперативно решать через Интернет задачи нахождения оптимального компромисса между стоимостью и временем достижения поставленной цели путем выполнения сетевого графа заданной произвольной структуры (в том числе и иерархической), содержащего множество обычных и вложенных цепочек связанных операций.
Программа СИС ОДЦ 2.1 позволяет находить оптимальный компромисс между стоимостью и временем выполнения сетевого графа, представляющего собой заданную совокупность цепочек связанных операций (обычных и вложенных), направленную на достижение поставленной цели. Каждая из этих операций характеризуется различными вариантами значений стоимости и чистого времени ее выполнения, присущими соответствующим индивидуальным ресурсам, среди которых могут быть и временно недоступные. СИС позволяет минимизировать стоимость (или время) выполнения сетевого графа при заданном ограничении на время (стоимость) его выполнения. Данная система состоит их двух частей: одного удаленного модуля оптимизации (МО), в котором происходит синтез оптимальных стратегий выполнения сетевых графов, и многочисленных автоматизированных рабочих мест (АРМов), ориентированных на конкретных пользователей СИС. Каждый такой АРМ предназначен для подготовки отдельным пользователем исходных данных решаемых им задач и для вывода результатов расчетов. Информационная связь между АРМами и МО осуществляется по Интернету путем обмена файлами входных и выходных данных. При этом МО размещается на отдельном сайте, обеспечивающем оперативность и полную автоматизацию процесса взаимодействия АРМов с данным модулем.
СИС ОДЦ 2.1 позволяет решать задачи нахождения таких стратегий выполнения сетевых графов, при которых достигается одно из двух: а) минимум стоимости выполнения графа при заданном ограничении на время его выполнения или б) минимум времени графа выполнения при заданном ограничении на стоимость его выполнения.
Результатом решения задачи, представляемом в табличном виде, является совокупность оптимальных вариантов выполнения всех операций сетевого графа для каждого заданного временного или стоимостного порога его выполнения. В частности, для каждой операции графа указываются все ее параметры, в том числе и временной диапазон, внутри которого можно варьировать началом ее выполнения.
В основе решения задач оптимизации достижения цели лежит метод численной оптимизации дискретных процессов обслуживания, а также уникальная схема оптимизации таких процессов, разработанная создателем СИС ОДЦ 2.1.
Области возможного использования программы СИС ОДЦ 2.1: проектирование, строительство, промышленное производство и бизнес. Месяц и год ее выпуска - март 2015.
Для внедрения в жизнь предлагаемой технологии достаточно создать сравнительно несложную программу управления проектами (желательно, чтобы она была бесплатной), ключевым элементом которой станет СИС ОДЦ 2.1. Тогда любой индивидуальный или корпоративный пользователь этой программы сможет решать через Интернет свои задачи управления проектами любой сложности, оплачивая при этом лишь результаты их удаленного решения. Свернуть
Одной из новых перспективных направлений применения Интернета является создание массовых сетевых услуг по нахождению наилучших для пользователя решений в интересующей его прикладной сфере Еще...
Форум Тенденции развития Международные тенденции
Котлер Ф.
16/05/2002
Маркетинг менеджмент 10 изд. - Различные концепции маркетинга
Известно пять конкурирующих концепций, одну из которых организация может взять за основу маркетинга: производственная концепция, товарная концепция, концепция ориентации на продажи, маркетинговая концепция и концепция социально-ответственного маркетинга... Подробнее