Логистика в ecommerce в 2021 году: подводим итоги. Популярные каналы доставки, крупные игроки, ожидания покупателей, организация процессов
Каким был логистический рынок в сфере ecommerce в прошлом году, какие каналы доставки были наиболее востребованными, кто из игроков отправлял больше всего товаров, чего прежде всего ждут покупатели. На эти и другие вопросы ответили аналитики агентства Data Insight.
Онлайн-покупки уже прочно вошли в привычку. В 2021 году доставлено 1 570 млн отправлений, рост относительно 2020 года составил 78%. Количество заказов выросло в два раза, правда, средний чек всего рынка снизился на 850 рублей.
Наблюдается совершенствование инфраструктуры для каналов и скорости доставки, развитие IT для расширения услуг, улучшаются условия работы специалистов.
Налицо рост значимости курьеров: увеличивается спрос на курьерскую доставку и нагрузка, при этом количество вовлеченных в профессию людей остается тем же.
Каналы доставки
Отметим существенный прирост отправлений собственными службами как интернет-магазинов, так и крупных маркетплейсов.
При этом 49% отправлений, доставленных в 2021, приходится на Wildberries, 63% — на Wildberries и Ozon, 75% — на собственные логистические службы магазинов
Наиболее важные характеристики доставки для покупателей — это скорость и стоимость. По сравнению с 2019 годом значимость скорости доставки выросла, а значимость стоимости немного упала.
Больше всего покупателей радует скорость доставки, а самый беспроблемный способ доставки — через постамат.
Организация логистических процессов
По данным на декабрь 2021, 83% опрошенных магазинов отдают на аутсорс какие-либо логистические процессы. В среднем интернет-магазины отдают на полный или частичный аутсорс 5 процессов из 14.
- 65% магазинов удовлетворены работой подрядчиков.
- Только 17% магазинов выполняют полностью все логистические процессы сами внутри компании.
- 67% магазинов отметили рост цен на аутсорс логистики.
- Складские процессы чаще всего передают на аутсорс, магазины стали больше пользоваться услугами фулфилмента.
Фулфилмент
Количество отправлений, собранных при помощи фулфимента (в 2021 году их было 186 млн), растет, но доля отправлений, собранных таким образом, от всех отправлений на рынке, падает.
Сети ПВЗ и постаматов
Пункты выдачи заказов и постаматы остаются основным каналом доставки для покупателя в 2021 году: 1 280 млн заказов получено через ПВЗ и постаматы (это 82% от всех отправлений), 92% точек выдачи магазинов и логистических компаний расположено в городах, общее количество точек выдачи в России – более 50 тысяч.
Всего на территории России насчитывается более 50 тысяч пунктов выдачи заказов. Больше всего ПВЗ находится в Центральном федеральном округе.
Пункты выдачи неравномерно распределены по федеральным округам. 38% всех точек приходится на Центральный федеральный округ, а 78% расположены в одном из четырех округов: Центральном, Приволжском, Северо-Западном или Южном. На Дальний Восток и Северный Кавказ приходится всего по 2% объектов.
Срочная доставка
В целом сроки доставки сокращаются, поскольку требования покупателей к срокам доставки растут: в первом квартале 2021 года 19% заказов доставлены срочной доставкой.
Вместе с тем понятие "срочной доставки" остается неоднородным. 10% покупателей считают срочной доставку на следующий день, 48% — доставку в пределах двух часов после заказа. 35% интернет-магазинов России имеют срочную доставку. Доставка из более крупных магазинов в среднем быстрее, чем из остальных
В первом квартале 2021 года 19% заказов доставлено срочной курьерской доставкой. 299 рублей — медианная стоимость самой быстрой доставки в изученных магазинах.
Игроки рынка eGrocery осуществляют самую быструю доставку продуктов питания, и категория "Готовая еда и продукты" является самой частой при срочной доставке. Лидеры: Самокат, ВкусВилл, Яндекс.Лавка, СберМаркет и Delivery Club — составляют 69% от рынка eGrocery.
Можно выделить 4 типа срочной доставки: суперсрочная или мгновенная, срочная в течение нескольких часов, доставка в тот же день, доставка на следующий день. В тот же день доставляют 35% магазинов. Быстрее всего покупатели могут получить цветы и продукты. В остальных сегментах доставка медленнее.
- Api слетели, сгенерировали новые ключи, но из-за какого-то сбоя остатки тянет за 15 число. У себя ошибку не нашли. Многие пишут, что API работает некорректно, поэтому отключили, обновляем остатки вручную.
- Редактировать цены невозможно. Отчет по скидкам не выгружается. Нашли старый отчет, отредактировали цены, загрузили, но за сутки цены так и не поменялись. Мы производители, цены на сырье, комплектующие и упаковку взлетели на 30-200%, но откорректировать на площадке не можем. Сейчас мы торгуем в минус.
- Создавать новые карточки товаров невозможно. Функционал не работает.
- Раздел Онлайн-реклама не работает. Рекламные компании не редактируются.
В общем сейчас торгуем лишь бы персонал не простаивал и не рухнули окончательно карточки в выдаче. О прибыли думать не приходится. Лишь бы выстоять. Свернуть
Юрий R. Владелец бренда, Торговля (Красота и здоровье, небольшая компания) |