Комиссии Ozon: за что и сколько нужно платить. Краткий обзор для начинающих и актуальные цены
3Тема комиссий на любом маркетплейсе не только одна из самых неприятных для любого селлера, но и довольно непростая. Именно она выступает одним из основных критериев при выборе площадки для продажи товаров и планировании затрат.
CEO официального партнера маркетплейсов XWAY и сервиса для управления продвижением на Wildberries XWAY ADV Антон Ларин поделился актуальным на 2024 год перечнем комиссий на Ozon.
На Ozon есть 4 группы основных расходов:
- Продажа товаров
- Доставка до покупателя
- Возвраты, невыкупы, отмены
- Другие услуги
Для расчетов используются тарифы, которые действовали на момент оформления заказов.
Комиссия за продажу
Процент от цены товара, установленной продавцом на площадке Ozon, называется вознаграждением. Его размер зависит от категории товара и может колебаться в зависимости от текущих акций и скидок.
Раньше действовали одинаковые тарифы на все схемы хранения, но сейчас комиссия по FBS и RFBS меньше чем у FBO на 1%.
Пример расчета
Вы разместили на площадке бальзам для губ (категория товара — "Красота и здоровье"):
Цена — 200 рублей;
Вознаграждение за продажу — 17% на FBO и 18% на FBS и RFBS;
Размер вознаграждения — 34 руб по FBO и 36 руб. по FBS и RFBS.
Для примера прикрепляем размер вознаграждения для категории "Красота"
Посмотреть обновленные данные от 1 февраля 2024 года можно здесь
Действующий размер вознаграждения за продажу ваших товаров можно увидеть тут: Раздел Товары и цены → Список товаров → столбец Комиссии и услуги
Эквайринг
Эквайринг — это комиссия за обработку платежей. Тариф определяет банк, картой которого пользуется покупатель. Процент рассчитывается от конечной стоимости товара. Ставка не может быть больше 1,5%.
Как найти расходы на эквайринг: Финансы → Отчет о реализации → Отчет о перевыставлении услуг
Логистика
Для обеспечения доставки товаров до покупателя на Ozon используется собственная логистическая сеть. За эту услугу может взиматься комиссия, которая рассчитывается на основе различных факторов, включая вес и габариты товара, местоположение покупателя и выбранный способ доставки.
FBO
Продавец FBO отгружает товары на склады Ozon, где работники сами сортируют товары и подготавливают их к отгрузке до покупателей.
Стоимость доставки одного товара при объеме:
- от 0,1 до 5 литров включительно — 63 рубля;
- до 175 литров включительно — 7 рублей за каждый дополнительный литр свыше объема 5 л;
- свыше 175 литров — 1260 рублей.
Объем товара округляется в большую сторону. Например: от 5,001 до 6 литров маркетплейс учитывает как 6 литров.
Из чего складывается стоимость доставки по модели FBO
Последняя миля. Услугу фактически оказывают сторонние компании — маркетплейс выступает в роли агента и отражает ее отдельным закрывающим документом.
Плата зависит от итогового вознаграждения партнера-исполнителя, который оказал услугу Последней мили. Плата составляет:
- при доставке в РФ — до 5,5% от установленной продавцом цены товара с учетом всех указанных продавцом скидок и акций, но не больше 500 рублей;
- при доставке в страны ЕАЭС — 5,5%, но не меньше 20 рублей и не больше 500 рублей. Плата за услугу последней мили для заказов, доставленных в ЕАЭС, добавляется к плате за логистику. При выкупе заказов из Казахстана и Беларуси плату за услугу последней мили не начисляется.
FBS
Продавец FBS сам обрабатывает заказы в личном кабинете и упаковывает отправления для доставки cилами Ozon.
Стоимость доставки одного товара при объеме:
- от 0,1 до 5 литров включительно — 76 рублей;
- до 175 литров включительно — 9 рублей за каждый дополнительный литр свыше объема 5 л;
- свыше 175 литров — 1615 рублей.
Объем товара округляется в большую сторону. Например: от 5,001 до 6 литров маркетплейс учитывает как 6 литров.
Из чего складывается стоимость доставки по модели FBS
При отгрузке посылок курьеру маркетплейс берет плату за выезд и за каждое отправление:
При самостоятельной отгрузке в пункт приема площадка берет плату за каждое отправление. Стоимость зависит от типа вашей точки отгрузки:
В зависимости от загруженности пунктов приема маркетплейс может повысить стоимость обработки отправлений (об этом площадка предупредит заранее). Увеличенная плата действует только за те отправления, которые вы передаете в период действия повышенного тарифа.
Последняя миля. Плата зависит от итогового вознаграждения партнёра-исполнителя, который оказал услугу Последней мили и составляет:
- при доставке в РФ — до 5,5% от установленной продавцом цены товара с учетом всех указанных продавцом скидок и акций, но не больше 500 рублей;
- при доставке в страны ЕАЭС — 5,5%, но не меньше 20 рублей и не больше 500 рублей. Плата за услугу последней мили для заказов, доставленных в ЕАЭС, добавляется к плате за логистику. При выкупе заказов из Казахстана и Беларуси плату за услугу последней мили не начисляется.
realFBS
Продавец realFBS не оплачивает Ozon доставку товаров. Доставка осуществляется партнерами (оплачивая услуги через Ozon), другими сторонними службами или самостоятельно продавцом.
На realFBS маркетплейс выступает только торговой площадкой — это значит, что вы сами следите за заказами и возите их покупателю своими силами или любыми службами, кроме Ozon.
Как сэкономить на поставках:
1. Добавляйте в поставки не меньше 50% super-товаров
Super-товары — это товары дороже 2000 руб, которые приносят больше выручки и при этом быстрее продаются).
Бонусы за super-товары
Подробнее о том, какие товары Ozon относит к категории super, вы можете посмотреть в справке маркетплейса.
2. Увеличивайте "Индекс локализации"
Плата за услугу "Логистика" на схеме FBO зависит от индекса локализации — доли товаров, которые отгружаются и доставляются внутри одного кластера (географическая зона). Маркетплейс измеряет его в процентах от всех заказов FBO и FBS во все кластеры за предыдущие 14 дней.
Поэтому отправляйте товары в кластеры, откуда их чаще всего заказывают, и получайте скидку на логистику до 50%.
Чем ближе товар к покупателю, тем ниже тариф
Комиссия за возвраты, невыкупы, отмены
В зависимости от того, успел покупатель получить отправление или нет, выделяются три типа операций:
- Возврат — покупатель получил отправление. Товары из отправления перешли в статус Доставлено. Произошли начисления за продажу товара: доход от реализации, расходы на вознаграждение площадки, эквайринг и доставку до покупателя. Позже покупатель вернул товар (не в момент получения).
- Невыкуп — покупатель при получении заказа отказался от его выкупа, после чего товар был возвращен на склад или подготовлен для передачи продавцу.
- Отмена или невостреб — покупатель отказался от отправления или не пришел за ним.
Во всех операциях и видах хранения, кроме RFBS, возвращается или не списывается вознаграждение за оплату и за эквайринг, но берется за обратную логистику, которая равна тарифу на обычную логистику.
Тариф рассчитывается в зависимости от объема товара с точностью до 0,1 л. Стоимость доставки одного товара при объеме:
- От 0,1 до 5 литров включительно — 76 рублей;
- До 175 литров включительно — 9 рублей за каждый дополнительный литр свыше объема 5 л;
- Свыше 175 литров — 1615 рублей.
Объем товара округляется в большую сторону.
Также в случае возврата или невыкупа, кроме RFBS, если товар возвращается в АПВЗ, берется 15 рублей за приемку возврата Партнером.
Подробнее о том, какие расходы несет селлер при возвратах и невыкупах при разных форматах (FBO, FBS, RealFBS), читайте по ссылке.
Дополнительные комиссии
Кроме основных комиссий, могут взиматься и дополнительные платежи за некоторые специальные услуги и функции. Одни из основных: комиссия за хранение товаров на складе Ozon, модерация и перенос карточек, создание видеообложек.
Хранение
На модели FBO товар хранится на складе маркетплейса, оттуда же происходит его отгрузка. Помимо комиссии с продаж и доставки продавец на FBO платит за хранение товара, а также его приемку на складе.
При каждой поставке кросс-докингом или напрямую на склад Ozon начисляет литробонусы и списывает их ежедневно в счет размещения этого же товара. 1 литробонус кроет размещение 1 литра товаров на 1 день.
Когда литробонусы израсходуются оценивается оборачиваемость продукта по его среднесуточным продажам за последние 60 дней. Если оборачиваемость товара:
- До 120 дней — не берется плата за размещение;
- От 121 до 180 дней — берется 25 копеек в день за размещение каждого литра товара на любом складе Ozon;
- От 181 дней или за последние 60 дней не было продаж — плата составит 50 копеек в день за каждый литр товара на складе.
При этом стоимость размещения одной единицы товара в день не может быть больше 50 рублей.
Важно: С 1 февраля по 31 декабря 2024 Ozon не будет брать плату за размещение товаров в категориях "Одежда и аксессуары", "Обувь", "Белье и чулочно-носочные изделия", "Ювелирные украшения".
Карточка товара
При размещении карточки товара может браться комиссия за:
1. Модерацию запрещенного контента или товаров.
2. Модерацию товаров с нарушением авторских прав и интеллектуальной собственности.
С начала 2024 года Озон уменьшил плату за нарушение в карточках и сократил список контента, за который раньше штрафовал. Плата за модерацию карточек с нарушениями снизилась с 10 000 до 1000 рублей.
3. Генерацию видеообложки.
С начала года стоимость единоразового добавления видеообложки в карточку товара уменьшилась с 300 до 29 рублей.
4. Перенос карточек товаров.
Важно помнить, что точные детали и проценты комиссий могут меняться со временем и зависеть от соглашения между продавцом и Ozon. Поэтому рекомендуем для получения актуальных данных о комиссиях обращаться к документам и информации, предоставленной самим Ozon.
В отчётах чёрт ногу сломит, вместо денег начисляют какие-то е-баллы, нет ощущения, что всё по честному. Бухгалтер каждый период за голову хватается - постоянно что-то меняется, как отражать в БУ не понятно, сколько денег заработали - не ясно.
Приведите доказательства.
Герман L. Владелец, Руководитель, Торговля (мини-компания) |