подписка
Подписаться
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
27/06/2024

Маркировка, маркетплейсы, налоги и ККТ. Какие изменения произошли в законодательстве с начала 2024 года

Маркировка, маркетплейсы, налоги и ККТ. Какие изменения произошли в законодательстве с начала 2024 года

В первой половине 2024 года произошли некоторые ожидаемые изменения в сфере регулирования онлайн-торговли и ритейла — например, обязательной маркировке подлежат новые группы товаров. Кроме того, внесено несколько законопроектов (они уже либо приняты, либо продвигаются в сторону принятия), которые точно изменят условия торговли через онлайн-площадки.

 

 

 

Маркировка товаров

С 1 апреля 2024 года обязательной маркировке подлежат новые группы товаров легкой промышленности. Это означает, что до 30.09.2024 включительно продавцам необходимо описать и заказать коды маркировки на все товарные остатки этой группы и до 1 ноября 2024 года ввести их в оборот. Если не успеть, то полученные коды будут аннулированы.

На подходе обязательная маркировка антисептиков — она вводится с 1 сентября 2024 года. С этой же даты обязательной маркировке подлежат корма для животных, ветеринарные препараты, растительные масла и масложировая продукция, технические средства реабилитации. Продавцам этих товаров нужно будет подать заявление о регистрации в системе "Честный знак". Сроки начала продажи товаров с соответствующей маркировкой зависят от типа товара внутри товарной группы.

Кроме того, продолжается эксперимент по маркировке гаджетов:  с 10 июня 2024 года по 30 апреля 2025 года проводится второй этап — нанесение маркировки на смартфоны, сотовые телефоны, ноутбуки, стационарные телефоны с беспроводной трубкой. Первый этап, который проводился с 2022 года, успехом не увенчался: тогда хотели маркировать всю электронику, но остановились на экспериментальной маркировке ламп, светодиодов, трансформаторов и полупроводниковых приборов.

С 1 сентября (для крупных торговых сетей изменения уже вступили в силу с 1 мая 2024 года) в некоторых случаях вводится запрет на продажу некоторых групп товаров на основании сведений, переданных в онлайн-режиме из "Честного знака". Сейчас к этим категориям относятся упакованная вода и молочная продукция, а конкретные причины запрета установлены соответствующим Постановлением: в основном речь идет об истекшем сроке годности и нарушениях маркировки.

Контрольно-кассовая техника

В работе с ККТ изменения планируются более масштабные — в первом чтении принят законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в том числе об СПБ, а еще — чеки, их содержание, порядок оформления и выдачи)".

Законопроект предполагает использование информационного ресурса ФНС России "Мои чеки онлайн" в качестве нового способа исполнения обязанности по передаче кассового чека. Авторы проекта считают, что это снизит расходы на печать бумажных чеков и направление их онлайн на электронную почту или по номеру телефона покупателя. 

Законопроект также имеет целью упростить некоторые процедуры работы с ККТ:

  • предлагается ввести новые способы подачи заявлений на регистрацию (перерегистрацию), снятие с регистрационного учета ККТ — через личный кабинет ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и через изготовителя контрольно-кассовой техники;
  • ввести перерегистрацию ККТ при замене ФН без подачи в налоговую заявления при условии направления в налоговый орган через оператора фискальных данных отчета об изменении параметров регистрации;
  • сокращение сроков регистрации, перерегистрации и снятию с регистрационного учета контрольно-кассовой техники в 2 раза: с десяти до пяти рабочих дней.

Кроме того, предлагается проводить экспертизу новых моделей ФН на их соответствие законодательству. Предлагается и послабление для ИП — им хотят разрешить не использовать ККТ при ведении образовательной деятельности и деятельности в области физической культуры и спорта. 

Деятельность маркетплейсов

Несколько внесенных в последние полгода законопроектов касаются деятельности маркетплейсов и существенно меняют правила их работы.

Один из них уже принят и начнет действовать с 1 июля 2024 года. Он касается НДС и обязывает удерживать сумму НДС при продаже товаров ЕАЭС иностранными и российскими физлицами-посредниками на российских маркетплейсах.

Авторы поправки в НК РФ мотивировали эту норму тем, что сейчас реализация налогоплательщиками ЕАЭС товаров через электронные торговые площадки российским физическим лицам не облагается НДС на территории РФ, тогда как российские продавцы на электронных площадках стран Союза его платят.

В связи с этим предусмотрено, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория Российской Федерации, если товар в момент получения его покупателем-физлицом, не являющимся ИП, находится на территории РФ. Дополнительно вводятся поправки о порядке регистрации иностранных посредников, которые будут плательщиками этого налога, использовании ими функционала личного кабинета налогоплательщика в ФНС и прочих особенностях его уплаты.

Второй законопроект законом еще не стал, но если его примут, то он существенно изменит положение маркетплейсов.

Речь о законопроекте о государственном регулировании деятельности агрегаторов, который призван установить существенные условия договоров (оферт) между агрегаторами (в том числе и маркетплейсами) и продавцами. Так, наконец дано название такому типу договоров — "договор об оказании услуг агрегатора информации о товарах". Специальное название важно для формирования единообразной практики,  поскольку сейчас некоторые суды природу отношений между площадкой и селлером считают агентским договором, а другие – информационным посредничеством.

Также главным требованием к этим договорам названо явное и понятное изложение условий сотрудничества. Устанавливается обязанность публикации этих договоров в "Интернете" в свободном доступе.

Все условия работы и содержания договоров поделены на две категории:

  • универсальные условия для всех площадок;
  • специальные требования, распространяемые на участников рынка, посредством которых совершается более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями на маркетплейсах.

Такие крупные игроки называются в законопроекте "имеющими значимое положение на рынке " и подвергаются более существенным ограничениям, направленным в том числе на недопущение монополизации рынка.

В первую группу внесены самые общие требования о размещении форм договоров между владельцем агрегатора информации и продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов на собственном сайте в сети "Интернет". А также требования к проверкам (идентификации) продавцов и владельцев пункта выдачи заказов и доведении соответствующих сведений до покупателей товаров, обеспечении соразмерности санкций выявленным нарушениям, обеспечения соблюдения установленных законодательством требований к обороту товара. 

Вторая группа требований к деятельности и договорам устанавливает запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции, ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязыванию определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов и прочее.

Об изменении условий договоров, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, площадка должна будет уведомлять за тридцать дней до их вступления в силу. Законопроект также имеет целью ограничить возможности маркетплейсов возлагать на продавцов и владельцев ПВЗ несоразмерные нарушениям штрафные санкции. О стоимости своих посреднических и иных услуг, об ответственности сторон по договорам маркетплейсы должны будут сообщать на своих площадках в интернете в режиме открытого доступа.

Уже изменился порядок авторизации пользователей в личных кабинетах сайтов — соответствующий закон вступил в силу с 1 декабря 2023 года, но владельцам ресурсов дали время на внесение изменений до конца 2024 года. За это время площадки и сайты должны отказаться от авторизации пользователей на своих сайтах через сторонние иностранные системы.

При этом они обязаны предложить пользователям один из четырех установленных законом способов авторизации:

  • по номеру телефона (если его оператор российский);
  • через ЕСИА ("Госуслуги");
  • через "Единую систему идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных";
  • через другую систему, обеспечивающую защиту персональных данных, и в качестве владельца имеющую российского гражданина (без двойного гражданства) или российское юрлицо. 

К 1 января 2025 года все владельцы сайтов и площадок должны перейти на эти способы авторизации. 

Налоговое законодательство и проверки госорганами

В связи с вступлением в силу  ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ ФНС выпустила временные правила для ведения сервиса "Личный кабинет налогоплательщика-индивидуального предпринимателя". Ими, в частности, предусматривается обязанность ИП при работе с личным кабинетом и передаче через него данных, заявлений, отчетности подтверждать их либо УКЭП, либо с использованием кода активации ЕСИА. Налоговая отчетность при этом подписывается строго с помощью УКЭП.

Кроме того, частично сняты ограничения на проверки в отношении IT-компаний. Их разрешено проверять по признакам нарушения ст. 10.1, 11, 16 и 17 ФЗ "О защите конкуренции" — то есть речь идет только о субъектах, занимающих доминирующее положение на рынке цифровых платформ, и касается нарушений запрета на соглашения, ограничивающие конкуренцию, и осуществление монополистической деятельности владельцами цифровых платформ. Снятие моратория не касается плановых проверок. 

Прокомментировать
Читайте также
01/07/2024
С третьей попытки. Как Wildberries удалось отстоять свою монополию на фиолетовый цвет?
Крупнейший российский маркетплейс все-таки запатентовал свои фирменные цвета как товарный знак. Зачем Wildberries патент на цвета? И как компании удалось его получить, несмотря на предыдущие отказы Роспатента и суда?... Подробнее
Yuliy Z.
:2

Глава, B2B-услуги (Управление ассортиментом, мини-компания)
27/06/2024
10 миллионов за подгузники - с каждого! "Детский мир" подал в суд на Ozon и его селлеров - обсуждение 2
По факту это мп должны проверять, а то как что я витрина, а как другое, да мы имеем право вам и цены диктовать и в акции запихивать. Денег озон с продажи получает больше, так что и отвечает пусть соответственно. Надо предложить изменение в законодательство)  Свернуть
По факту это мп должны проверять, а то как что я витрина, а как другое, да мы имеем право вам и цены диктовать и в акции запихивать. Денег озон с продажи получает больше, так что и отвеча Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
27/06/2024
10 миллионов за подгузники - с каждого! "Детский мир" подал в суд на Ozon и его селлеров 1
Крупнейший российский ритейлер детских товаров выдвинул иск против Ozon и двух компаний, торгующих на этом маркетплейсе. Речь идет о нарушении исключительных прав на СТМ "Детского мира" - марку подгузников Baby Go... Подробнее
26/06/2024
Штраф - 1 копейка? Wildberries смягчил наказание за невыполненные заказы по модели "Маркетплейс"
Там интересная схема. Начисления за невыполненные заказы в течение последнего 31 дня не могут превышать 25% от суммы продаж за вычетом возвратов за предыдущие 30 дней. Но для мелких селлеров наказание будет мягче... Подробнее
Никита В.
индивидуальный предпиниматель, B2B-услуги (Взаимоотношения с клиентами, мини-компания)
07/05/2024
Суд отменил оплату за модерацию товарных карточек на Ozon: селлер доказал, что она ему не нужна - обсуждение 2
Интересно, а озон не блокирует потом продавцов, не мстит так подленько?
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы