"Исход в онлайн": миф или реальность?
С завидной регулярностью приходится слышать о том, что офлайн-торговля вот-вот безвозвратно уйдет в прошлое. Действительно ли интернет-площадки выигрывают битву за покупателей? Я готов поспорить.
Все в онлайн?
Темпы роста российской ecommerce внушают оптимизм. Но давайте проанализируем структуру покупок наших соотечественников в интернете. На первом месте все еще находятся не товары, а услуги: билеты, отели, путевки.
Структура онлайн-покупок россиян в интернете
Если бы онлайн-торговля была однозначно выгоднее и перспективнее, чем офлайн, то мы бы наблюдали массовый исход крупных игроков рынка в виртуальное пространство. Ритейлеры умеют считать деньги, поэтому в первую очередь мы бы увидели сокращение торговых площадей у крупных игроков рынка.
Давайте посмотрим, как на самом деле обстоят дела:
- Сеть магазинов "Детский мир". В 2018 году количество магазинов сети увеличилось на 100 штук, хотя изначально планировалось лишь 70.
- Сеть магазинов Leroy Merlin. В 2018 году прибавилось 17 гипермаркетов.
- Мебельная сеть Hoff. Плюс 6 крупных гипермаркетов за 2018 год.
- Сети "Глория Джинс", казалось бы, некуда расти, настолько плотно она охватила российский рынок. Тем не менее с 2016 по конец 2018 количество магазинов этой торговой марки возросло с 511 до 568.
- Сеть Familia открыла 48 магазинов в 2018 году.
Заметим, что наиболее комфортно чувствует себя в офлайне ритейл эконом-сегмента. По данным Fashion Consulting Group, доля эконом-сегмента сейчас составляет более 30% рынка одежды и обуви.
Статистику успешности эконом-сетей подтверждает Fix price. Компания открыла в 2018 году 426 собственных магазинов в РФ.
Девелоперы тоже не отстают и продолжают строить помещения. Торговые площади в 2018 году приросли на 428 тыс.м2 (данные компании UD Group). Не очень похоже на исход в онлайн, верно?
За что голосуют покупатели?
Исследовательская компания Nielsen провела масштабный опрос среди россиян, выясняя, как и что покупают наши сограждане в онлайне, и где им больше нравится делать покупки.
- Более половины опрошенных имели опыт покупки одежды и обуви в интернете.
- 43 % однозначно предпочитают приобретать одежду и обувь в обычных магазинах.
- 33 % делят свое внимание между тем и другим форматом торговли.
Такое поведение вполне понятно. Люди по-прежнему хотят примерять вещи и обувь, видеть их на полках и стеллажах, изучать их "вживую", а не через экран монитора.
Посмотрим на результаты этого опроса сквозь призму других цифр. Исследование PayPal и Data Insight показало, что число онлайн-покупок активнее всего растет на периферии. Можно сделать вывод: люди стремятся компенсировать в Интернете недостаток ассортимента в своих родных городах. И если бы у покупателей был выбор, то многие все равно бы отправились в обычный магазин.
Туда и обратно?
Предпочтения покупателей заставляют даже крупные и известные интернет-магазины выходить в офлайн.
Свежий пример – открытие первого магазина известного онлайн-ритейлера Lamoda. Его офлайновый магазин – Lamoda Market – открылся в марте этого года. Он занимает пока около 1000 м2. Сложно сказать, что это – начало тренда или смелый эксперимент. Но если офлайновые магазины, крупные и не очень, приходят в Интернет, то почему бы и онлайн-ритейлерам не пойти в народ?
Выводы
До полной победы онлайна очень и очень далеко, по крайней мере, пока новые технологии для просмотра товара и его виртуальной примерки не получат широкого распространения.
Форматы онлайн и офлайн на сегодняшний день не столько конкуренты, сколько взаимодополняющие элементы общей структуры. Так что самое время задуматься об открытии первой торговой точки. Место для покупки хорошего оборудования мы вам подскажем.