подписка
Подписаться
04/10/2021

Ежедневных покупок меньше, падение онлайн-спроса, рост цен и популярность "Тинькофф". Сравниваем ecommerce летом 2021-го с летом 2020-го

Прошлым летом количество регулярных онлайн-покупок выросло в разы. И хотя за минувший год вирус никуда не делся, люди, уставшие сидеть дома, вновь стали возвращаться в офлайн-магазины. Разработчик и интегратор платежных решений Assist изучил, как изменился ландшафт ecommerce этим летом по сравнению с летом 2020 года.

 

 

Ежедневных покупок стало меньше

В прошлые летние месяцы заметнее всего взлетели ежедневные и еженедельные покупки, и они же, напротив, просели этим летом. Зато число тех, кто покупает раз в неделю и реже, выросло.

sum21_1

На 10 000 онлайн-покупателей, каждый из которых оплатил хотя бы один заказ в месяц, летом 2021 года пришлось 1259 человек, сделавших 2 покупки в месяц, 319 человек – 1 покупку в неделю, 82 – 2-3 покупки в неделю, 29 – 4-5 покупок в неделю и 5 человек, покупавших раз в день и чаще.

Прошлым летом удельное количество покупателей, совершавших ежедневные онлайн-покупки, было в 1,5-2 раза больше, чем в тот же период в этом году. Такой скачок в 2020 году произошел за счет товаров повседневного спроса (продуктов питания, детских товаров), а также доставки готовой еды: многие находились на самоизоляции или не хотели лишний раз подвергаться риску заразиться, заведения общепита были закрыты для посетителей и работали только навынос – все это создало повышенный спрос на онлайн-продажи в этих сегментах. Летом 2021 года ограничения ослабли, люди привыкли жить в новой реальности и стали меньше бояться выходить в общественные места, к тому же доставка обычно стоит дополнительных денег, которые не каждый хочет платить – и это вызвало отток покупателей из онлайна в офлайн.

Повседневные товары: падение онлайн-спроса и рост цен

Изменения коснулись также количества и средней суммы заказов в тех товарных категориях, которые подверглись влиянию пандемии. Именно повседневные товары и доставка еды этим летом ощутили наибольшее падение спроса в онлайн-каналах продаж.

sum21_2

Количество онлайн-заказов в продуктовых магазинах этим летом снизилось в 2 раза, а средний чек одной покупки вырос на 31%. Также упал онлайн-спрос на покупку детских товаров – в 1,5 раза, а средняя сумма заказа увеличилась на 22%. Похожая ситуация – падение числа онлайн-покупок и рост чека – наблюдается также в сегменте товаров для здоровья (здесь заказов стало меньше на 30%, а средняя сумма покупки подросла на 45%), в магазинах DIY (количество заказов снизилось на 40%, средний чек увеличился на 3%) и магазинах, продающих мебель и товары для дома (спрос упал на 29%, средняя сумма заказа выросла на 23%).

В некоторых отраслях упало не только число заказов, но и средний чек. Готовую еду этим летом заказывали в 2 раза меньше, чем в прошлом, средняя сумма заказа снизилась на 13%. Покупки в онлайн-гипермаркетах просели на 13% по числу заказов и на 12% по чеку.

В сегменте fashion проявилась другая тенденция – одежду, обувь и аксессуары этим летом покупали онлайн больше, чем в прошлом: число покупок выросло на 38%, хотя средняя сумма заказа при этом уменьшилась на 10%.

Онлайн-шопоголики любят pay-сервисы

Существует прямая зависимость между тем, как часто человек делает онлайн-покупки, и тем, какими устройствами и платежными средствами он при этом пользуется.

sum21_3

Те, кто делает онлайн-покупки от случая к случаю, с частотой около одного раза в месяц или реже, в основном используют для этого настольный компьютер или ноутбук – таких пользователей этим летом набралось 58% от общего числа всех онлайн-покупателей. 42% из них все же предпочитают смартфон. Из платежных средств эти покупатели в 86% случаев выбирают банковскую карту, 12% используют pay-сервисы (ApplePay, GooglePay, SamsungPay), и еще 2% – электронные кошельки.

Совершенно иначе ведут себя те, кто совершает в интернете ежедневные покупки: их основной инструмент для оплаты – смартфон (82%) с подключенными pay-сервисами (69%). Оплачивают при этом покупки картой с десктопа меньшинство (18% – десктоп, 26% – карты).

Покупатель лениво переходит на "Мир"

Постепенно увеличивается количество интернет-заказов, оплаченных при помощи карт платежной системы "Мир". Летом 2020 года их было 9%, а этим летом – 12% от общего числа онлайн-платежей.

sum21_4

Как и раньше, "Мир" получает прирост в основном за счет "откусывания" от Visa: если летом 2020 года доля Visa составляла 49%, то летом 2021 – 45% (Mastercard – 41% и 43% соответственно).

Тинькофф наступает на Сбербанк

Из десятки ведущих российских банков следует выделить Тинькофф, Альфа-банк, Открытие и Ситибанк, по картам которых этим летом вырос денежный оборот при совершении онлайн-платежей. Активнее всего росло число платежей по картам Тинькофф – с 11% до 16% год к году.

sum21_5 (1)

Оборот платежей по картам Сбербанка продолжил снижение и впервые составил менее 50% (46% от общего оборота по картам всех банков).

Средняя величина одного онлайн-платежа в разной степени выросла у карт почти всех банков, за исключением QIWI банка (-1%), Газпромбанка (0%). Больше всех стали тратить за один платеж держатели карт Ситибанка – у них средний чек вырос на 36%, самый скромный прирост одного усредненного онлайн-платежа у владельцев карт Сбербанка (6%) и ВТБ (8%).

 

Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний – клиентов Assist, среди которых Google, Ozon, Ozon.Travel, Большой театр, Мариинский театр, Bileter, HeadHunter, Puma, Sony, Xiaomi, Bonprix, KFC, BurgerKing, Starbucks, Росгосстрах, TheBodyShop, Mothercare, Allsoft, Ашан и многие другие.

Прокомментировать
Читайте также
05/10/2021
KFC будет доставлять "Прямиком"
Сеть запускает собственную службу доставки, услуга уже работает в Москве и Петербурге. Узнали у тех, кто работает на этом рынке, сколько таким образом можно сэкономить и чем это грозит агрегаторам... Подробнее
04/10/2021
"Электронная торговля — 2021" — территория COVID-free
Крупнейшая конференция для ecommerce и retail пройдёт в свободном от коронавируса формате. Для её посещения понадобится QR-код... Подробнее
Андрей С.
Владелец, Торговля (Одежда, обувь, аксессуары, мини-компания)
27/09/2021
Красные в городе! “Магнит” запускает собственную доставку и переходит на свою платформу в онлайн-продажах - обсуждение 2
А можно на них еще маски Дали одеть для единообразия   :!: 
Фанаты Бумажного дома будут по три раза на дню заказывать продукты из Магнита  :lol:  :lol:  :lol: 
Форум Тенденции развития Российские тенденции
17/11/2020
Ангстрем: "Спрос на мебель в 2021 году вырастет, но игроки должны перестраиваться"
Прогноз относительно развития мебельного рынка в ближайшем будущем дал Евгений Щербаков, руководитель службы закупок холдинга «Ангстрем»... Подробнее
15/11/2017
На какие товары растет спрос?
В "Яндексе" рассказали, что ищут интернет-пользователи накануне праздников... Подробнее