подписка
Подписаться
28/10/2021

Проблемы российского импорта: какие трудности есть и какие ожидаются вызовы. Круглый стол с экспертами

Проблемы российского импорта: какие трудности есть и какие ожидаются вызовы. Круглый стол с экспертами

В последнее время наблюдаются серьезные изменения на рынке электронной коммерции, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние и на логистику внутри страны, и на поставку товаров из-за рубежа. Какие на сегодняшний день существуют трудности с транспортировкой, чего ожидать в ближайшем времени бизнесу и конечным потребителям? С этими и другими вопросами мы обратились к экспертам в рамках виртуального круглого стола. 

 

 

Вопросы

Мы выделили 4 основных вопроса, которые, по нашем мнению, помогут сформировать актуальную и понятную картину происходящего вокруг поставок импортных товаров:

  1. Какие сейчас наблюдаются трудности с транспортировкой импортных товаров? С чем это связано?
  2. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем, в следующем году?
  3. Как имеющиеся на данный момент сложности с поставками импортных товаров влияют на российский бизнес, отражаются на грузовладельцах, логистических провайдерах, конечных потребителях в РФ?
  4. Ожидаете ли вы появления новых вызовов на мировом логистическом рынке?

Владимир Френтий, ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической компании "ДАКСЕР"

Screenshot_18

1. Какие сейчас наблюдаются трудности с транспортировкой импортных товаров? С чем это связано?

Среди трудностей можно отметить выросшие сроки поставки с момента готовности товара на складе отправителя до его прибытия на площадку грузополучателя. В первую очередь это связано с ростом спроса на вывоз товаров, особенно с Дальнего Востока. Помимо этого причинами задержек стали нехватка свободных контейнеров, мест на судах и поездах, а также последовавшее за этим увеличение ставок.

2. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем, в следующем году?

Вероятно, что до окончания новогодних праздников в Китае ситуация не улучшится, о последующем ее развитии говорить затруднительно, однако ожидать моментальных улучшений точно не стоит.

3. Как имеющиеся на данный момент сложности с поставками импортных товаров влияют на российский бизнес, отражаются на грузовладельцах, логистических провайдерах, конечных потребителях в РФ?

Безусловно, вышеупомянутые факторы приводят к увеличению расходов при поставке, что в конечном итоге ложится на плечи конечного потребителя. Помимо этого выросшие транзитные сроки пагубно сказываются на работе предприятий, заставляя фабрики менять производственные планы по выпуску готовой продукции. Однако важно отметить и импортозамещение некоторых категорий товаров, которое неоднозначно влияет на рынок. С одной стороны, российское сырье для производства поставляется быстро и порой на него цены ниже, хотя иногда оно обойдется дороже, чем схожее китайской даже с учетом транспортировки из КНР. С другой стороны, качество отечественного сырья не всегда приближается к импортному, а бывает, что российских аналогов некоторой продукции просто нет.

4. Ожидаете ли вы появления новых вызовов на мировом логистическом рынке?

Да, начался "высокий" сезон отгрузок и многие грузовладельцы рассчитывают получить товары до новогодних праздников. Игрокам логистической отрасли необходимо предоставлять альтернативные схемы доставки.

Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics

Screenshot_23

1. Какие сейчас наблюдаются трудности с транспортировкой импортных товаров? С чем это связано?

Трудности с поставками товаров вызваны целым рядом причин: "антиковидными"  мерами и вспышками заболеваемости на заводах в основных странах-производителях, энергетическим кризисом в Китае, нехваткой пустых контейнеров, а также ростом ставок фрахта. Фабрики в КНР и Вьетнаме сокращают мощности из-за "антиковидных" мер или в случаях выявления больных COVID-19 на отдельных предприятиях, что приводит к задержкам производства продукции или комплектующих. Пробки образовались на всех пограничных переходах между Россией и Китаем, количество ожидающих там грузовиков доходит до нескольких сотен. По этой причине логистические провайдеры испытывают сложности с наличием транспорта и водителей.

Некоторые импортеры и производители используют альтернативные способы поставки: прямые железнодорожные и авиационные отправки, а также мультимодальные сервисы, в которых, например, грузы сначала следуют по воздуху, а далее их перегружают на другой вид транспорта. Для транспортировки по оптимальной стоимости грузовладельцы рассматривают все возможные варианты. Но на фоне общего повышения тарифов на логистическом рынке экономить становится практически невозможно, это приводит к росту себестоимости продукции и, как следствие, увеличению цены для потребителя. По некоторым прогнозам, к концу 2021 года следующие заказные сессии у поставщиков fashion-продукции будут на 6-15% дороже в зависимости от ценовой категории изделий.

2. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем, в следующем году?

Основным источником вызовов на рынке логистики остается пандемия. В зависимости от того, как развивается ситуация с заболеваемостью, вводятся новые ограничительные меры, которые влияют на скорость передвижения грузов и доступность инфраструктуры. Примером может служить закрытие китайского порта Шэньчжэнь, когда грузы застряли там более чем на две недели. В текущей ситуации необходимо постоянно держать руку на пульсе и иметь запасной план. Импортерам же следует искать альтернативные производства и способы доставки, однако это сказывается на скорости отправок и стоимости продукции. Понятно, что очень сложно запустить в середине сезона альтернативные производственные площадки в странах, которые находятся ближе к рынку продажи. Мы наверняка будем наблюдать их смещение из одной страны в другую, но данный процесс требует времени. Однако я уверен, что второй год пандемии сподвигнет производителей и поставщиков на более быстрое принятие решений.

За последние два года мировой рынок пережил такой удар, что хочется надеяться на улучшение ситуации в 2022 году, в том числе и в области логистики. Но это произойдет не раньше весны.

Если говорить о российском рынке логистики, то для его представителей важной датой станет 1 января 2022 года, когда в силу вступит Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ, согласно которому грузоперевозчиков ждет перевод в электронный вид транспортных накладных, заказ-нарядов и сопроводительных ведомостей. Скорее всего небольшие организации, оборот которых не позволяет работать в новых реалиях, прекратят существование, что приведет к перераспределению грузопотока между оставшимися игроками рынка, очередному росту тарифов, а также установлению более прозрачных бизнес-процессов.

Татьяна Гаевская, руководитель подразделения контрактной логистики группы компаний AsstrA

Screenshot_27

1. Какие сейчас наблюдаются трудности с транспортировкой импортных товаров? С чем это связано?

На данный момент наблюдаются трудности с транспортировкой товаров в Россию из Китая, которые в первую очередь связаны с увеличением сроков поставки. Транзитное время составляет примерно два с половиной месяца. Причинами стали нехватка порожнего оборудования для морских отправок и заторы на границе с Китаем при железнодорожных и автомобильных перевозках. Только поставки по воздуху не столкнулись с данными сложностями.

Еще один аспект, затрудняющий транспортировку импортной продукции, ― это обязательная маркировка некоторых групп товаров кодами Data Matrix. Все больше изделий подлежат этой процедуре. В данной ситуации импортер должен полностью промаркировать товар до его выпуска в свободное обращение. Стикеровка осуществляется на заводе производителя либо на таможенном складе, данная процедура также занимает дополнительное время.

2. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем, в следующем году?

Сроки доставки стабилизируются, но тарифы будут расти. Что касается маркировки, то импортеру необходимо тщательно выстраивать всю цепочку поставки от нанесения кодов на товары до их попадания на полки магазинов.

3. Как имеющиеся на данный момент сложности с поставками импортных товаров влияют на российский бизнес, отражаются на грузовладельцах, логистических провайдерах, конечных потребителях в РФ?

Текущая ситуация отражается на всех ― увеличение ставок фрахта служит причиной роста цен для потребителей. В подобной тенденции не заинтересован никто, поэтому, например, логистические провайдеры прорабатывают новые предложения для своих клиентов, учитывая возможности рынка. Наша компания предлагает доставку через Владивосток как альтернативу при доставке из Китая с прогнозируемыми транзитными сроками. Маркировку можно осуществить на наших складах в Польше и Республике Беларусь, если она не была выполнена на месте производства.

4. Ожидаете ли вы появления новых вызовов на мировом логистическом рынке?

Да, безусловно, новые вызовы будут. Поэтому необходимо всегда быть готовыми к изменениям, плановым и внеплановым, а также быстро на них реагировать.

Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss

Screenshot_28

1. Какие сейчас наблюдаются трудности с транспортировкой импортных товаров? С чем это связано?

Пандемия значительно скорректировала работу логистической отрасли во всем мире. Рынок и так восстанавливается крайне неравномерно, а новые  антиковидные ограничения только мешают урегулированию ситуации. Многие рассчитывали, что после китайского Нового года положение стабилизируется, но этого не произошло. Более того – форс-мажоры на торговых маршрутах весной этого года изменили привычные цепочки поставок импортных товаров. Резкий рост ставок, морского фрахта привел к тому, что многие грузовладельцы перешли на автомобильный и железнодорожный транспорт.

2. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем, в следующем году? Ожидаете ли вы появления новых вызовов на мировом логистическом рынке?

На данный момент наблюдаются серьезные задержки при прохождении границ как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.  К сожалению, переключиться на другой способ перевозки уже в процессе ее осуществления практически невозможно. Именно поэтому логистические компании должны по возможности подавать транзитные декларации, а грузовладельцы – предоставлять полные комплекты товаросопроводительных документов, перед этим их корректно заполнив. При соблюдении всех необходимых для таможенного транзита условий сроки таможенных операций значительно сокращаются.

3. Как имеющиеся на данный момент сложности с поставками импортных товаров влияют на российский бизнес, отражаются на грузовладельцах, логистических провайдерах, конечных потребителях в РФ?

Нужно понимать, что чем больше срок поставки товара, тем меньше его становится на складах, а это уже грозит дефицитом. Кроме того, рост затрат на логистику не может не отразиться на конечной стоимости товаров для потребителей.

4. Ожидаете ли вы появления новых вызовов на мировом логистическом рынке? 

К концу года всегда наступает высокий сезон, когда спрос превышает предложение. Оснований для снижения ставок морского фрахта, автомобильного и железнодорожного транспорта нет. Кстати, именно в такие периоды  грузоотправители часто обращаются к авиаперевозкам несмотря на их высокую стоимость. Однако все эти изменения, скорее всего, практически не затронут товары, которые доставляют из Европы.

Высокий сезон – это вызов для грузоотправителей и логистических операторов по всему миру, поэтому они готовятся быстро реагировать на любые изменения ситуации и переводить отгрузки с одного вида транспорта на другой.

Антон Гречко, вице-президент компании Kuehne+Nagel в России и странах СНГ по продажам и маркетингу

Screenshot_189

1. Какие сейчас наблюдаются трудности с транспортировкой импортных товаров? С чем это связано?

Прошло уже почти два года, как мировой логистический рынок претерпел крупные изменения, обусловленные в первую очередь ограничениями, связанными с пандемией, перераспределением контейнеров по магистральным океанским направлениям, Суэцким кризисом и др. Это привело к увеличению ставок, непредсказуемости транзитного времени и сложностях в поиске необходимого оборудования для отправки, что негативно повиляло на цепочки поставок грузовладельцев.

2. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем, в следующем году?

Мы считаем, что волатильность на рынке логистики продолжится до конца этого года и, к сожалению, перейдет на 2022 год. Надеемся, что не появятся новые факторы, которые будут способствовать дестабилизации ситуации.

3. Ожидаете ли вы появления новых вызовов на мировом логистическом рынке?

Рассчитываем, что ситуация перейдет из крайней формы нестабильности в более сбалансированную. Однако мы не можем гарантировать, что на рынке не возникнут новые вызовы. Поэтому важно быть готовыми к работе в любой ситуации.

4. Как имеющиеся на данный момент сложности с поставками импортных товаров влияют на российский бизнес, отражаются на грузовладельцах, логистических провайдерах, конечных потребителях в РФ?

Как логистическая компания мы вынуждены констатировать, что организационные затраты на осуществление логистических операций существенно увеличились. Также изменились логистические маршруты, и компаниям приходится подстраиваться под новые условия, например, большой поток грузов перешел с морского транспорта на автомобильный и железнодорожный.

Прокомментировать
Читайте также
28/10/2021
О чем 5Post договорился с Hermes Russia?
Проект уже прошел закрытое тестирование и готов к запуску. Рассказываем, как работает схема взаимодействия, как это будет выглядеть для клиентов и сколько новых постаматов теперь доступно бизнесам, обслуживаемым Hermes Russia... Подробнее
Ольга Древаль
Коммерческий Директор, Служба доставки Dalli
25/02/2021
Как изменился логистический рынок в 2020 году. И что нас ждет в 2021
Прошедший год серьезно изменил почти все отрасли экономики. Как изменился логистический рынок? Разбираем основные тренды ... Подробнее
Прусаков Олег Владимирович, начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора
01/09/2009
Проблемы потребителей при заказах в интернет-магазинах
Насколько я понимаю, здесь собрались люди глубоко практичные, и я просто постараюсь – насколько это в моей компетенции – ответить на вопросы, которые волнуют представителей интернет-торговли в плане взаимодействия с потребителями... Подробнее
Евгений Синяков, генеральный директор компании Pharmlogic projects
07/10/2008
Логистика интернет-магазина
Казалось бы, основное отличие интернет-торговли от торговли обычной – в том, что мы не можем посмотреть покупателю глаза в глаза, а он не может потрогать наш товар. На самом деле, отличия более существенны. Отличия – в скорости процессов, в скорости принятия решений, в том, что используется уникальное программное обеспечение, и, наверное, в том, что прохождение товара через логистическую цепочку сильнее упорядочено, потому что флуктуации спроса в электронной торговле более значительны... Подробнее
Свешникова Татьяна
27/10/2005
Интернет-логистика – ставка на Сеть
Снижение количества уровней управления, уменьшение количества обслуживающего персонала, повышение прозрачности и гибкости, ориентация на пользователя, снижение времени на поиск клиента, расчет доставки партии товара, уменьшение средней стоимости обработки товаротранспортных документов, сокращение складских запасов - все это стало возможным благодаря интегрированию новых логистических онлайн-решений в работу предприятия... Подробнее