Доменное имя и товарный знак. Стоит ли их связывать? Какие риски? Что с судебной практикой?
Создание любого интернет-магазина начинается с выбора правильного доменного имени. Нужно ли регистрировать одноименный товарный знак, и что будет, если такой товарный знак уже зарегистрирован конкурентами? Попробуем разобраться.
Домен и товарный знак: разбираем понятия
Доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации. Законодательство позволяет использовать доменное имя как полноценный объект прав, продавать и передавать права на него.
Товарным знаком, в соответствии со ст. 1477 ГК РФ, называется обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Исключительное право на товарный знак возникает с момента его регистрации. Обратите внимание, что владеть товарным знаком может индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, но не лицо физическое. В отличие от домена, которым может владеть и физлицо.
Доменное имя и товарный знак принадлежат одному лицу. Какие риски?
Если доменное имя и одноименный товарный знак принадлежат одному лицу, проблем не возникает. А что делать, если у них разные владельцы?
Согласно п.п.3-5 ч.2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак можно использовать:
Для чего:
- Для индивидуализации товаров или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.
Как:
- Путем размещения товарного знака на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот.
- В предложениях о продаже товаров, о выполнении работа, об оказании услуг.
- В объявлениях, на вывесках и в рекламе.
- В сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах регистрации.
Обратите внимание! В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 1484 ГК РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или для однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Это значит, что если вы продаете товары какого-либо бренда, то вы не можете использовать cхожее с его зарегистрированным товарным знаком название для своего интернет-магазина. В том числе и в качестве доменного имени.
Только правообладатель (владелец товарного знака) может определять, кто и каким образом может его использовать. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Исходя из смысла ст.1484. п.2 п.п.5, закон признает доменное имя как один из способов адресации в сети Интернет. Как способ адресации доменное имя является средством, обеспечивающим техническую возможность доступа с удаленного компьютера к интернет-сайту, а также способом предоставления информации.
Поэтому, если в доменном имени вы используете часть зарегистрированного товарного знака, есть риск, что вы можете лишиться его.
Но тут нужно помнить, что:
- лишить вас доменного имени (по сути, вашего имущества) может только суд;
- в суде вы можете доказать, что права правообладателя своим доменным именем не нарушаете.
Что говорит судебная практика
Истцу, который зарегистрировал товарный знак и хочет отсудить у вас сходное доменное имя, придется доказывать в суде, что домен вы приобретали "в целях его дальнейшего коммерческого использования путем сходных с направлениями деятельности истца либо в качестве акта недобросовестной конкуренции", причем именно "в целях причинения вреда правам и законным интересам истца".
Иногда это удается доказать.
Один из недавних примеров – иск китайского произодителя одежды под брендом LAFEI-NIER (Shatou S.E.Z. Ye Sheng Garment Co., Ltd) о запрете использования товарного знака и взыскании компенсации к ООО "Ультрамар".
Ответчик продавал джинсовую одежду под брендом LAFEI-NIER в интернет-магазинах www.lafei- nier.ru, www. lafeinier.ru. Обозначение LAFEI-NIER было зарегистрировано как товарный знак, принадлежавший истцу. Суд согласился с тем, что ответчик нарушает исключительное право истца на товарный знак, используя его в Интернете, в т.ч. "в доменном имени и при других способах адресации". Домены у ООО "Ультрамар" отобрали, ответчику также пришлось выплатить 100 тыс. рублей компенсации.
Вывод: нужно помнить, что помимо запрета на использование домена, суд может присудить вам и выплату компенсации правообладателю за нарушение исключительных прав на товарный знак.
Учитывая, нормы Гражданского Кодекса, размер компенсации может быть очень ощутимым. На практике суды присуждают сравнительно небольшие компенсации, до 200 – 300 тыс. руб., но многое зависит от обстоятельств дела.
Как снизить риски?
- Выбрав доменное имя, проверьте, нет ли зарегистрированных товарных знаков (поданных заявок на регистрацию товарных знаков), одноименных или схожих с адресом вашего будущего интернет-магазина.
- Купив доменное имя, сразу же зарегистрируйте соответствующий товарный знак.