B2B: Принципы построения и работы. Типы электронных торговых систем
Первым шагом на пути обеспечения электронного взаимодействия предприятия с внешним миром является корпоративный сайт компании в Интернете. На первых порах он используется как интерактивный информационный канал для создания положительного образа компании и продвижения ее товаров и услуг на рынок. В дальнейшем в него могут быть включены те или иные функции CRM, SRM и/или SCM, превращающие его в коммерческий корпоративный торговый портал В2В или В2С.
Корпоративный коммерческий сайт
Ключевым элементом такого сайта является каталог товаров и услуг с указанием цен и условий поставки, а также связанные с ним разделы и интерактивные функции сайта. В коммерческой части сайта каталог должен иметь возможность перехода на страницы, на которых указаны условия поставок и формы расчетов, организована возможность оформления заказа и получения подтверждения о принятии его к исполнению. Именно в этом случае можно говорить о том, что компания организовала интернет-торговлю своими товарами и услугами.
Продвижение | Оформление заказа | Тип продаж |
Подробный каталог товаров с ценами в Интернет | Через Интернет | Прямая интернет-продажа |
Электронная почта, факс, телефон | Косвенная интернет-продажа | |
Общая информация | Лично у продавца | Интернет – маркетинг |
Виды торговли через Интернет. Источник: журнал "Интернет – маркетинг"
Следует отметить, что компании, не достигшие определенного уровня автоматизации внутренних процессов, вряд ли смогут полностью использовать преимущества онлайновой торговли.
С одной стороны, важным преимуществом онлайновых продаж является предоставление специализированного, динамичного информационного наполнения (информация о продукции, наличии ее на складе, цене и условиях поставки), важного для покупателей.
С другой стороны, при использовании технологий онлайновых закупок необходимо постоянно иметь информацию о потребностях всех подразделений предприятия в производственных, непроизводственных и расходных материалах.
Все это требует доступа к информации из различных подразделений компании, ее автоматического обновления и обработки. Все это и должна обеспечивать корпоративная информационная система.
Электронные торговые площадки
Еще более сложными является интеграция внутренних информационных систем с онлайновыми системами других участников рынка.
Наиболее полно и эффективно технологии В2В могут быть реализованы в специализированных онлайновых торговых площадках (marketplace), услугами которых могут пользоваться группы предприятий, выступающих либо в качестве продавцов, или в качестве покупателей. За счет специализации торговые площадки позволяют организовать полноценную Интернет – торговлю с предоставлением участникам необходимого набора услуг.
Точки интеграции онлайновых торговых систем
По типу управления различают три вида торговых площадок В2В:
Отраслевая или частная онлайновая торговая площадка может создаваться как поставщиком, заинтересованным в упрощении процесса продажи и доставки своей продукции (sell-side marketplace), так и покупателем, желающим оптимизировать процесс закупки комплектующих и материалов (buy-side marketplace).
Типы торговых площадок В2В
Каждая из моделей организации онлайновой торговой площадки имеет свои преимущества и недостатки.
Независимые торговые площадки
Независимые торговые площадки в свое время привлекли огромное внимание прессы и инвесторов. Они обычно создавались молодыми энергичными интернет-компаниями для обслуживания определенных отраслей промышленности или товарных групп. Они предлагали участникам решение проблем поиска торговых партнеров, единое место для ведения бизнеса, виртуальное управление деловыми взаимоотношениями и возможность сравнивать цены различных поставщиков.
Отраслевые торговые площадки
Отраслевые торговые площадки стали ответом традиционного бизнеса на засилье новоиспеченных интернет-компаний. Эти торговые площадки позволили промышленным гигантам самим воспользоваться преимуществами онлайнового бизнеса и управлять процессами развития В2В – коммерции в своем секторе экономики.
Российская информационно-торговая система e-Metex.ru объединила практически всех отечественных производителей труб, в совокупности владеющих 90% рынка, а учредителями портала Metalcom.ru стали семь организаций, входящих в Российскую ассоциацию металлоторговцев.
Частные торговые площадки
Частные торговые площадки создаются крупными фирмами с целью максимального использования возможностей онлайновых технологий для углубления интеграции со своими торговыми партнерами. Частные торговые площадки объединяют существующие внутренние информационных системы участников для улучшения работы цепочек поставок и сокращения издержек на транзакции между ними.
Примерами российских систем этого типа можно назвать системы Dealine и RSI Dealers Network.
Специализация торговых площадок В2В
Обычно ЭТП обычно специализируются на определенной отрасли или продукции (вертикальные узлы) или на определенном бизнес – процессе (горизонтальные узлы). Попытки удовлетворить всех и каждого являются прямым путем к провалу.
Вертикальные узлы
Вертикальные (отраслевые) ЭТП обслуживают вертикальные рынки (машиностроение, металлопрокат, нефтепродукты). Они предоставляют специфическую для данной отрасли информацию и учитывают специфику взаимоотношений, сложившихся в ней.
Успеху вертикальных узлов способствуют следующие факторы:
Функциональные (горизонтальные) узлы
Функциональные площадки В2В сфокусированы на выполнение определенных функций или автоматизацию определенного процесса (логистика, страхование, проведение платежей) для различных отраслей. Их опыт обычно сосредоточен вокруг определенного бизнес – процесса, который является горизонтальным, т.е. легко трансформируемым на различные вертикальные рынки.
Успеху функциональных узлов способствуют следующие факторы:
Данная статья является частью учебного курса "5 шагов к B2B". Курс, разработанный компанией I.B.Partners, поможет ответить на вопросы:
Приобрести "5 шагов к B2B", а также более подробно ознакомиться с содержанием курса вы можете здесь: //oborot.ru/order/17