подписка
Подписаться
Александр Лаврентьев
CEO, «Антипиратские Технологии»
15/03/2024

Авторские права на маркетплейсах: как защитить свои и не нарушить чужие. Отвечает эксперт

Авторские права на маркетплейсах: как защитить свои и не нарушить чужие. Отвечает эксперт

Как работает авторское право на маркетплейсах? Какие действия будут являться нарушением авторских прав? Как защитить свои авторские права и не нарушить чужие?

Разбираемся в этих вопросах вместе с Александром Лаврентьевым, CEO компании по защите авторских прав "Антипиратские Технологии".

Как работает авторское право на маркетплейсах 

Согласно законодательным нормам, права на созданные человеком объекты (их называют также произведениями), независимо от их художественной ценности, подлежат охране. Иными словами, запрещается пользоваться результатами чужого труда без разрешения автора.

И маркетплейсов это касается напрямую. На площадках размещается множество объектов авторских прав (фотографии, описания к товарам, дизайнерские решения в карточках товара), которые нельзя копировать без согласия правообладателя.

Важная особенность авторского права заключается в том, что объекты (произведения) не нужно регистрировать — они охраняются с момента их создания, причем независимо от того, опубликованы они или нет. Не нужно получать никакие охранные документы, вносить информацию в государственные реестры и т.д. Автором будет считаться тот, чье имя стоит на экземпляре произведения и у кого есть доказательства авторства.

В этом кроется и своеобразный "подвох" авторского права — если интересы автора нарушаются, для их отстаивания необходимо доказать авторство. Но это не означает, что если нет необходимости в государственной регистрации прав на произведения, то и доказать нарушения сложно.

Именно из этих вводных и выстраиваются стратегии работы с авторским контентом на маркетплейсах. Рассмотрим их с разных сторон.

Какие действия будут являться нарушением авторских прав

Ответственность может последовать, если продавец:

  • скачал из Интернета фотографию и использует ее в карточках товара без согласия автора;
  • взял описание товара на чужой странице и скопировал на свою;
  • скопировал дизайн оформления успешной продающей карточки и пользуется результатом работы дизайнера без его согласия и компенсации.

Все эти действия влекут за собой определенные последствия:

  • карточку могут заблокировать, продавец понесет убытки;
  • правообладатель вправе обратиться с претензией и требованием возместить причиненные ему убытки или выплатить компенсации.

Размеры компенсаций и убытков могут быть внушительными — такими, что для начинающих продавцов поставят под угрозу само существование бизнеса.


Какие решения суды выносят по делам о нарушениях авторских прав на маркетплейсах. Российская и зарубежная практика


Как защитить свои авторские права и не нарушить чужие

Для защиты необходимо максимально обеспечить себя доказательствами авторства.

Сохранять исходные материалы

В первую очередь, нужно сохранять исходные материалы. Например, в случае с фотографиями — исходные файлы, сделанные на конкретном устройстве до их обработки.

Поможет доказать авторство сохранение серий фотографий — фотографы редко делают единичные снимки, которые сразу идут в работу с контентом. Обычно это некоторое количество фото или видео, из которых выбираются наиболее подходящие под конкретную ситуацию или запрос.

Суды, как правило, встают на сторону авторов, если представлены доказательства в подтверждении авторства на спорное произведение или доказательства, подтверждающие факт совершения нарушения

Касаемо текстового контента — важно сохранять промежуточные варианты, черновики. Иными словами, каждому автору стоит взять за правило — хранить "следы" создания своего объекта.

Депонировать объекты

Есть еще один прекрасный способ зафиксировать свои авторские права — депонировать объекты.

Депонирование произведений —  это способ закрепления авторских прав на произведения литературы, науки и искусства, предполагающий документальную фиксацию. Итогом процедуры является выдача свидетельства (сертификата) о депонировании, который затем можно использовать в качестве доказательства авторства и возникновения соответствующих прав.

Сейчас существует множество различных сервисов по фиксации авторских прав — так называемые электронные реестры для депонирования, которые функционируют полностью онлайн. Правообладатель загружает в электронном виде эталонную копию объекта (произведения), а система фиксирует время загрузки, обеспечивая тем самым приоритет создания. В случае необходимости компания, обслуживающая реестр, выдаст документы (в электронном или бумажном виде), подтверждающие формальное авторство на тот или иной контент. Это быстро и удобно. Кроме того, можно выбрать и выгодный тариф, исходя из конкретной ситуации.

Прописывать правообладателя в договоре с исполнителем 

Нередко продавцы для создания разного рода контента обращаются к сторонним фотографам, дизайнерам и копирайтерам. И в этом случае также важно помнить о нормах авторского права.

Очень важно помнить, что факт оплаты за созданное произведение не подтверждает перехода авторских прав на него. Иными словами, даже если продавец заказал текст описания товара копирайтеру, оплатил его работу, но не предусмотрел в договоре переход права на этот текст или вовсе не заключал никаких соглашений, то права остаются у автора. А заказчик формально будет нарушителем авторских прав, если будет использовать текст в коммерческих целях.

Отсюда вывод — при заказе контента для маркеплейсов важно четко прописывать, кто будет правообладателем и на каких условиях.

Пример

При заказе контента фотографу или копирайтеру в договоре предусматриваем фразу, что все исключительные права на созданные объекты переходят к заказчику — к тому, кто платит за услуги профессионала-исполнителя. Если продавец маркетплейса приобретает за деньги готовый, уже созданный объект, то факт перехода прав также фиксируется в договоре.

Обращайте и внимание и на то, в каком объеме переходят права — лицензии могут быть исключительные и неисключительные. В первом случае права переходят к заказчику в полном объеме и никто больше не вправе использовать созданный на заказ объект. Во втором случае автор вправе передать права на использование нескольким заказчикам. Для многих продавцов это важный аспект взаимодействия с авторами.

Правильно прописывать объект в договоре

По нормам права у договора должен быть предмет — четкий объект, который можно идентифицировать.

Представьте ситуацию, когда заказчик оплатил приобретение фотографии с описанием "зонтик". Даже если предусмотрен переход прав, объект в данном случае не идентифицирован. Очень сложно будет доказать, что продавец законно владеет по договору конкретной фотографией зонтика. Необходимо максимально идентифицировать объект, чтобы не было рисков смешения его с другими, а также риска признания договора незаключенным, поскольку стороны не согласовали предмет сделки.

Как не нарушить чужие права. Рекомендации

Помним, что у каждого результата творчества есть свой автор. В связи с этим дадим несколько рекомендаций:

  1. По возможности создавайте собственный контент и защищайте свои авторские права.
  2. Если заказываете контент, то предусматривайте, что заказчик становится правообладателем и к нему переходят исключительные права.
  3. Если покупаете готовый контент, обращайте внимание на условия приобретения: вид лицензии, объем прав, ограничения (автор или условия лицензии могут предусматривать ограничения по территории использования или, например, тиражу произведения и т.д.).
  4. Если скачиваете контент из Интернета, воспользуйтесь специальными стоковыми ресурсами, обращая внимание на виды лицензий, условия пользования и ограничения.
Прокомментировать
Читайте также
15/03/2024
Мигрантам, которые приехали трудиться на стройках, запретят работать курьерами
Нарушителей будут высылать из РФ. Минтруд предложил ввести новые условия для организованного набора трудовых мигрантов, предусматривающие их привязку к конкретному работодателю и профессии... Подробнее
15/03/2024
Ozon вводит сервисный сбор для партнеров-владельцев ПВЗ. Они не обрадовались
Хозяева ПВЗ грозятся при условии больших вычетов идти в суд. Они опасаются падения уровня дохода на 30–40%. Маркетплейс их уверяет, что мера коснется очень немногих, и рассказывает, как нивелировать ее последствия
... Подробнее
14/03/2024
Отмена порога беспошлинного ввоза может больно ударить по "Почте России". Что известно?
Сейчас трансграничная доставка товаров - важнейший источник дохода для федерального почтового оператора. При этом компания находится в сложном положении - ее убыток по итогам 2023 года составил 7,8 млрд. рублей
... Подробнее
Андрей Королев
руководитель юридической практики, E-LAWYER.com/Практика для Практиков
14/03/2024
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
Денис Демидов
Генеральный директор, AvtoGSM.ru
29/02/2024
5% с каждой посылки! В России могут обнулить нормы бесплатного ввоза зарубежных товаров - обсуждение 2
Офигеть, я как российский предприниматель должен платить НДС 20% при импорте и таможенную пошлину, а иностранцу можно не платить? Он понесет финансовый урон?

Маркетплейсы если не на китайском продавце заработают, так на российском, о каком уроне для них идет речь?

Почему только 5%? Почему минимум в четыре раза ниже налог для иностранцев? Свернуть
Офигеть, я как российский предприниматель должен платить НДС 20% при импорте и таможенную пошлину, а иностранцу можно не платить? Он понесет финансовый урон? Маркетплейсы если не на кита Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы