Самые важные тренды в m-commerce
Компания Criteo опубликовала исследование, посвященное мобильному и мультиэкранному шоппингу в 2015 году. На опыте 3 тысяч западных ритейлеров эксперты Criteo выявили самые важные тренды. Вот они.
– 4 из 10 транзакций "проходят" через несколько гаджетов (например, пользователь находит товар со смартфона, изучает на десктопном экране и потом заказывает с плашета)
– "Мультиэкранные" покупатели все чаще жмут кнопку "купить" со смартфона. Человек, использующий для онлайн-шопинга несколько гаджетов, с вероятностью на 20% большей, чем онлайн-шопер в среднем, будет завершать покупку на мобильном,
– Приложение может стать наиболее эффективным каналом продаж.
– Топовые ритейлеры давно освоили мобильные технологии.
А теперь подробнее о каждом тренде…
Мультиэкранный шоппинг стал нормой
Почти у половины клиентов процесс покупки длится несколько дней и проходит через несколько устройств.
Предположение о том, что с мобильных экранов пользователи только ищут онлайн-магазин или нужный товар, – неверно. Растет число пользователей, которые начинают просмотр на десктопе – например, с рабочего компьютера или домашнего ноутбука, – а заканчивают покупку уже с мобильного или планшета. Эксперты считают, что доля таких покупок (с мобильным устройством в качестве "последнего экрана" будет и дальше расти).
Более того. Треть продаж через настольные компьютеры сопровождается предварительным просмотром сайта с мобильного экрана. Смартфон становится вездесущим на пути совершения покупки.
Приложения рулят
В среднем как минимум половина мобильных покупок совершается через приложения (разумеется, эту долю считали только для тех продавцов, у кого есть приложение).
У ритейлеров, которые выбрали мобильный канал в качестве ключевого источника дохода, приложения создают 58% мобильной выручки.
Приложение конвертирует посещения в продажи лучше, чем обычный сайт – разница в разы (для ритейла разница доходит до 3,7 раз).
Приложения хорошо работают, потому что делают просмотр забавным, а процесс покупки – простым и легким.
Через приложение в среднем за один заход пользователь успевает посмотреть 14 товаров, а через мобильный браузер – только 4.
Из приложения товары в 2,4 раза чаще, чем из мобильного браузера, добавляются в корзину. Покупки совершаются в 1,6 раз чаще.
Средний чек при покупке с мобильного экрана обычно ниже, чем с десктопа. Но для мобильных приложений ситуация отличается! По данным Criteo, средний чек при покупке через приложение в 3 квартале 2015 года был выше, чем при покупке с десктопа или через мобильный браузер – $116 против $100 и $91.
Мобильные продажи = треть ecommerce
В течение всего 2015 года мобильные продажи активно росли в США. У среднего ритейлера доля мобильных продаж добралась до 31% от всей выручки. И ритейлера из верхней четверти выборки – до 44%.
При этом в мобильных продажах растет доля заказов со смартфонов. Это происходит благодаря моде на фаблеты – смартфоны с большим размером экрана, удобные для онлайн-шоппинга, считают эксперты Criteo.
У крупных американских ритейлеров, которые вкладываются в разработку приложения и мобильной версии сайта, 64% мобильных транзакций клиенты делают со смартфонов, а конверсия составляет 4,2%. У остальных эти показатели ниже.
Мобильный мир
Доля мобильных транзакций в мире достигает 35% от общего объема ecommerce. Вот средние данные по 11 странам. Позиция России пока сильно ниже среднего, но это также говорит о возможностях роста.
В Японии и Южной Корее, а также в Бразилии пользователи гораздо чаще покупают со смартфона, чем с планшета. В Германии и Нидерландах – наоборот. В России – почти поровну.
По показателю мобильной конверсии Россия уже опережает некоторые европейские страны. Это можно объяснить тем, что российские ритейлеры активно запускают собственные качественные и удобные мобильные приложения.
Выводы:
- Мобильная коммерция стандовится трендом.
- Apple будет бороться с Android, и обе эти мобильные ОС станут преобладать над десктопными компьютерами с точки зрения совершения покупок в ecommerce.
- Приложения – очень перспективное направление. Рекламодатели будут все больше вкладывать в рекламу в мобильных приложениях, с ее сравнительно высокой конверсией.
- Работа с учетом мультиэкранного пользовательского опыта является одновременно проблемой и возможностью для ритейлеров.
Рассмотрим еще одно возможное применение ИТ АУ ДТИП по созданию в Интернете уникальной технологии управления проектами.
Краткая справка. Под проектом понимается совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер (например, строительство нового завода, создание нового серийного изделия и т.п.). Управление проектами - это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. При этом решаются задачи разработки плана проекта и сопровождения последнего в процессе его реализации.
Задачи по управлению проектами обычно возникают в таких прикладных сферах как проектировании, строительство, производство и бизнес. Для их решения существует масса специальных программных средств, самым известным из которых является Microsoft Project. Почти все они реализуют единую технологию управления проектами, базирующуюся на известных методах критического пути и PERT, а также на диаграммах Ганта. Особенности этой технологии, широко применяемой на практике, состоят в следующем:
· план проекта (т.е. модель его выполнения) представляется в виде диаграммы Ганта или сетевого графика, состоящего из этапов (фаз), каждый из которых включает нескольких последовательно выполняемых работ (задач);
· для каждой работы плана проекта назначаются требуемые ресурсы, после чего рассчитываются стоимости и времена выполнения всех этих работ, а также всего проекта в целом;
· с помощью метода критического пути выполняется улучшение плана проекта для удовлетворения исходных директивных показателей (требуемых стоимости и времени его выполнения), а также для сведения к минимуму стоимости его выполнения за счет перераспределения ресурсов между отдельными его работами. При этом учитываются многочисленные ограничения на суммарные ресурсы по отдельным категориям, а также специфика использования людских и материальных ресурсов;
· после вступления в силу плана проекта производится постоянное отслеживания процесса его выполнения и в случае обнаружения каких-либо отклонений от этого плана - внесение необходимых коррекций в оставшуюся его часть.
Недостатки существующей технологии управлении проектами состоят, на взгляд автора, в следующем:
· в сложности и трудоемкости процедур как составления самого плана проекта, так и его последующей необходимой коррекции, содержащие множество ручных операций, успех выполнения которых определяется опытом разработчика и глубиной знаний самого проекта;
· в фактическом наличии не оптимизации (в чистом ее виде) плана проекта, а его некоторого улучшения по сравнению с исходным вариантом в отношении уменьшения времени или стоимости его выполнения. Иными словами, здесь нет никакой гарантии, что ваш план обеспечит наименьшее время выполнения проекта при заданном ограничении на его стоимость или наоборот - наименьшую стоимость при заданном ограничении на время выполнения. Это прежде всего вызвано тем, что приходится учитывать массу разных ограничений на используемые ресурсы, что затрудняется применение стандартных процедур оптимизации.
Прежде чем изложить суть предлагаемой автором уникальной технологии управления проектами, базирующуюся на ИТ АУ ДТИП (см. выше), заметим следующее: стоимость и время выполнения любого проекта, т.е. его общие показатели определяются объемом его работ (планом проекта), а также назначенными ресурсами по их выполнению. Иными словами, каждая работа проекта характеризуется двумя параметрами, влияющими на его общие показатели: стоимостью и временем ее выполнения. Если мы при этом абстрагируемся от всяких ограничений, связанных со спецификой назначения людских и материальных ресурсов для выполнения работ проекта, что характерно для существующей технологии, то сможем решать такие задачи управления проектами, которые до сих пор были недоступны, а именно: задачи нахождения оптимального компромисса между стоимостью (временем) и временем (стоимостью) выполнения всего проекта или любой оставшейся его части. Предлагаемая технология позволяет это делать. Ниже перечислены ее основные особенности:
· план проекта представляет собой сетевой граф произвольной структуры, состоящий из обычных и вложенных цепочек операций (в известных терминах существующей технологии операция - это работа проекта, а цепочка операций - его этап);
· для любой операции сетевого графа задается набор возможных вариантов ее выполнения, каждый из которых характеризуется двумя параметрами: стоимостью и временем ее выполнения;
· здесь не накладываются никаких ограничений на суммарные ресурсы требуемых категорий за исключением возможного учета временной недоступности ресурсов отдельных категорий. Иными словами, для успешного выполнения проекта в соответствии с его сформированным оптимальным планом нужно обеспечить наличие всех указанных в этом плане ресурсов;
· если некий ресурс требуется для выполнения несколько одновременно протекающих операций проекта, то для устранения конфликтной ситуации между последними предлагается интерпретировать этот ресурс как временно недоступный, выделив для каждой из этих операций отдельное временное окно, в котором этот ресурс может быть ей назначен.
Преимущества предлагаемой технологии по сравнению с традиционной технологией управления проектами состоят в следующем:
· появилась отсутствовавшая ранее возможность решения следующих задач оптимизации плана выполнения любого проекта: а) минимизация стоимости его выполнения при заданных ограничениях (их может быть несколько) на время выполнения; б) минимизация времени выполнения проекта при заданных ограничениях на стоимость его выполнения;
· существенно уменьшилась трудоемкость составления плана проекта, а также его модификации в процессе выполнения (последнее выполняется путем повторного решения оптимизационной задачи, в которую вводятся реализованные значения выполненных операций, включая и ту, длительность или стоимость выполнения которой превысила заданную величину).
Гарантия реализуемости в Интернете предлагаемой технологии управления проектами состоит в следующем:
· в создании автором ключевого для этой технологии программного инструмента - сетевой инструментальной системы оптимизации достижения цели версии 2.1 (СИС ОДЦ 2.1), см. ниже;
· в реализации удаленной процедуры решения через Интернет такого рода задач на примере старой версии 1.5 программы СИС ОДЦ (см. порталы 9 и 11 сайта "Центр внедрения ИТ АУ ДТИП").
Ниже перечислены основные технические характеристики программы СИС ОДЦ 2.1. Полное ее название - "Сетевая инструментальная система оптимизации достижения цели, версия 2.1". Назначение - предоставление возможности любым заинтересованным пользователям оперативно решать через Интернет задачи нахождения оптимального компромисса между стоимостью и временем достижения поставленной цели путем выполнения сетевого графа заданной произвольной структуры (в том числе и иерархической), содержащего множество обычных и вложенных цепочек связанных операций.
Программа СИС ОДЦ 2.1 позволяет находить оптимальный компромисс между стоимостью и временем выполнения сетевого графа, представляющего собой заданную совокупность цепочек связанных операций (обычных и вложенных), направленную на достижение поставленной цели. Каждая из этих операций характеризуется различными вариантами значений стоимости и чистого времени ее выполнения, присущими соответствующим индивидуальным ресурсам, среди которых могут быть и временно недоступные. СИС позволяет минимизировать стоимость (или время) выполнения сетевого графа при заданном ограничении на время (стоимость) его выполнения. Данная система состоит их двух частей: одного удаленного модуля оптимизации (МО), в котором происходит синтез оптимальных стратегий выполнения сетевых графов, и многочисленных автоматизированных рабочих мест (АРМов), ориентированных на конкретных пользователей СИС. Каждый такой АРМ предназначен для подготовки отдельным пользователем исходных данных решаемых им задач и для вывода результатов расчетов. Информационная связь между АРМами и МО осуществляется по Интернету путем обмена файлами входных и выходных данных. При этом МО размещается на отдельном сайте, обеспечивающем оперативность и полную автоматизацию процесса взаимодействия АРМов с данным модулем.
СИС ОДЦ 2.1 позволяет решать задачи нахождения таких стратегий выполнения сетевых графов, при которых достигается одно из двух: а) минимум стоимости выполнения графа при заданном ограничении на время его выполнения или б) минимум времени графа выполнения при заданном ограничении на стоимость его выполнения.
Результатом решения задачи, представляемом в табличном виде, является совокупность оптимальных вариантов выполнения всех операций сетевого графа для каждого заданного временного или стоимостного порога его выполнения. В частности, для каждой операции графа указываются все ее параметры, в том числе и временной диапазон, внутри которого можно варьировать началом ее выполнения.
В основе решения задач оптимизации достижения цели лежит метод численной оптимизации дискретных процессов обслуживания, а также уникальная схема оптимизации таких процессов, разработанная создателем СИС ОДЦ 2.1.
Области возможного использования программы СИС ОДЦ 2.1: проектирование, строительство, промышленное производство и бизнес. Месяц и год ее выпуска - март 2015.
Для внедрения в жизнь предлагаемой технологии достаточно создать сравнительно несложную программу управления проектами (желательно, чтобы она была бесплатной), ключевым элементом которой станет СИС ОДЦ 2.1. Тогда любой индивидуальный или корпоративный пользователь этой программы сможет решать через Интернет свои задачи управления проектами любой сложности, оплачивая при этом лишь результаты их удаленного решения. Свернуть