подписка
Подписаться
Павел Акимов
27/11/2013
Доменные споры: 8 занимательных историй из судебной практики

Сотни владельцев интернет-магазинов бьются над проблемой – как придумать красивое, запоминающееся, да при этом еще и свободное доменное имя. Но фантазия предпринимателей не бесконечна, а по данным Координационного центра национального домена сети Интернет только в секторе «.ru» зарегистрировано около 5 миллионов доменов.

Множество "красивых" доменных имен еще в начале века были заняты киберсквоттерами, которые запрашивают за переуступку прав большие деньги. Подобный бизнес может быть очень выгоден: известная компания Google выложила за домен «youtube.com.» 1,6 миллиарда долларов.

Но это только часть проблемы. Допустим, вы придумали и зарегистрировали на свое имя хороший домен, начали его раскручивать, рекламируя свои товары и услуги. И вдруг вам нежданно-негаданно приходит судебный иск с требованием передать посторонним людям домен, в который уже вложены немалые деньги, да еще заплатить огромный штраф.

Попытки отобрать или уничтожить домены правообладателями товарных знаков начались, когда компании и корпорации стали всерьез воспринимать Интернет как ресурс, где трафик сайта конвертируется в прибыль фирмы.

История №1

Одним из первых доменных споров было судебное разбирательство между компанией Ниссан и владельцем фирмы Nissan Computers LTD по имени Юзи Ниссан. В 1994 году он занял два домена: nissan.com и nissan.net, а через пять лет автомобильная компания Nissan Motor Co предъявила претензии на эти ресурсы. Разборки длились три года с переменным успехом и кончились победой Юзи. И сейчас, 20 лет спустя, с домена nissan.com продают компьютеры, а автомобильная компания «ютится» на домене nissanusa.com.

Кто и в каких случаях может попытаться оспорить ваши права на домен?

  • Иностранная компания, если ваше доменное имя случайно или намеренно совпадает с ее товарным знаком до степени смешения.
  • Российская компания, в том же случае.
  • Российская компания, намеренно зарегистрировавшая свой торговый знак, совпадающий с вашим доменом, чтобы отобрать раскрученный сетевой ресурс или получить выгоду.

Последняя ситуация известна в российской практике как "обратный захват домена". Иногда обратный захват – это очевидная форма мошенничества.

История №2

 В марте 2002 года ООО "Комбатс" создало группу сайтов на ресурсах с доменными именами kombats.ru. и combats.ru., а три месяца спустя ООО "Медиа-сервис-2000" зарегистрировало товарные знаки на одноименные имена. Подождав, когда фирма «Комбатс» приобретет известность, в 2004 году "Медиа-сервис-2000" подало в суд претензию с требованием передачи спорных доменов. После серии судов компании пришли к мировому соглашению, причем ООО «Комбатс» пришлось выплатить истцу компенсацию, чтобы получить в свое распоряжение право на товарные знаки «kombats.ru» и «combats.ru».

Случается и обратный вариант, когда, прослышав о намерении известной компании прийти на российский рынок, ушлые предприниматели занимают одноименный домен.

Что важно на суде для определения прав на домен?

В первую очередь суд руководствуется положениями кодексов и законов.

В Гражданском кодексе РФ слово «домен» встречается один раз в пункте 5 статьи 1484, закрепляющей право на товарный знак в доменном имени в сети "Интернет". Ответственность за нарушение данного права регламентируется статьей 1515 ГК РФ, предусматривающей компенсацию в размере до 5-ти миллионов рублей.

Претензии к доменному имени иногда связывают, согласно п. 7 ст. 1252 ГК РФ, с недобросовестной конкуренцией. Административная ответственность конкретизирована в статье 14.10 КоАП РФ.

Рассматривая доменные споры, суд опирается на постановления Президиума Высшего арбитражного суда (ВАС) от 8 декабря 2009 г. № 9833/09, от 18 мая 2011 г. № 18012/10, от 11.11.2008 по делу № 5560/08.

На суде выясняются три обстоятельства:

  • идентичность или сходность до степени смешения доменного имени с товарным знаком истца;
  • наличие или отсутствие прав владельца доменного имени на использование доменного имени, то есть к тому ли ответчику обращен иск;
  • факт регистрации и недобросовестного использования доменного имени.

При анализе сходности доменного имени с товарным знаком (фирменным наименованием) истца суд ориентируется на «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство», утвержденные приказом Роспатента от 31.12.09 № 197.

В этом документе устанавливается не совсем очевидное и по-разному трактуемое разделение словесных обозначений на "сильные" и "слабые" элементы. Сильными элементами считаются оригинальные части наименования, которые "не носят описательного характера". К слабым элементам относятся неохраняемые общепринятые обозначения типа «эко», «инфо», «auto», либо систематически повторяющиеся части типа «мат-», «-дент», «карб-» и им подобные. При оценке сходности словарных обозначений учитывают тождественность сильных элементов. И не всегда мнение суда и экспертов совпадает.

Судебная практика по доменным спорам

Анализ судебных решений по доменным спорам показывает удручающую картину. Ни приоритет, ни уникальное (как казалось владельцу) имя домена, ни специфическое использование сайта не гарантирует ему защиту прав в Интернете.

История №3

Типичный пример доменного спора – дело по иску Научно-производственного холдинга, рассмотренное Московским арбитражным судом 30 октября 2013 года. Товарный знак на антикоррозийное покрытие «Цинол» холдинг зарегистрировал в 1999 г., а в 2012 г. решил расширить зону продаж в Интернете и обнаружил, что домен ZINOL.SU  уже занят гражданином А.Х., который с 2010 г. ведет сайт по продаже цинола и сходных товаров. Холдинг легко отсудил домен, поскольку ответчик не имел ни прав на товарный знак «Цинол», ни приоритета.

Россияне против зарубежных компаний

Все больше иностранных компаний желают освоить российский рынок, устремляясь в сегменты .ruи .su и вытесняя владельцев доменных имен.

«Завоеватели» начинают с зачистки Интернета, требуя в судебном порядке устранить незаконное использование товарных знаков и отдать в пользование одноименные домены. Зачастую, создавая домен, человек не думает, что где-то зарегистрирован торговый знак со сходным названием.

Истории № 4 и 5

Разве знал Ш.Юсупов, называя свой домен «прикольным» именем mumm.ru, что во Франции есть компания «G.H. Mumm & Cie» (Шампанское и шипучие вина)? Разве думала Мария Свидзинская, создавая сайт о Карелии на домене karelhadek.ru, о гражданине Германии Кареле Хадеке, владельце торгового знака «Karel Hadek» (мыло; парфюмерия; эфирные масла)? Где гарантии, что завтра не объявится из Бурундии или Мадагаскара владелец торгового знака, совпадающего с именем вашего домена?

Гарантий нет, но способы подстраховаться имеются. Аргументом в суде является обстоятельство, что спорный домен изначально создавался для продвижения другого товара.Так, пустующий домен в деле компании «G.H. Mumm & Cie» против Ш. Юсупова свидетельствовал о потенциальном намерении ответчика организовать на нем Интернет-магазин по продаже игристых вин.

Мария Свидзинская пыталась спасти домен karelhadek.ru, зарегистрировав сетевое издание КарелХаДек, но было уже поздно.

История №6

Примечательно противостояние российского бизнесмена Дмитрия Шаповалова и всесильной компании Microsoft, оформившей в России товарный знак Windows. Шаповалов более десяти лет продавал с домена Windows.ru пластиковые окна и был полон стремления защитить свои права. Однако домен был по суду передан компании Microsoft. Тогда российский бизнесмен подал иск на передачу ему прав на товарный знак Windows, аргументируя тем, что фирма Microsoft не имеет отношения к торговле либо производству окон и использование ими такого товарного знака может ввести в заблуждение потребителей. Жаль, что шансов выиграть суд у него практически не было…    

История №7

Широкую известность получила попытка компании Форбс отобрать домен forbes.ru у туристической фирмы "Лэндмарк ВИП Сервис", создавшей на домене сайт об английском натуралисте Джеймсе Д. Форбсе. Выиграв суд первой инстанции, компания Форбс потерпела поражение в арбитражном суде: домен был создан в 2000 году, а товарный знак «forbes» зарегистрирован в 2003 году. Включить в иск фирменное наименование юристы Форбс не догадались.

История №8

Эту позицию не упустила компания Фуджикура Лтд (Япония), предъявившая к гражданину Хорькову иск за незаконное использование товарного знака и фирменного наименования в домене «fujikura.su». Суд не принял во внимания возражения ответчика, что его домен в России было зарегистрирован раньше товарного знака fujikura, поскольку японская компания под именем «Fujikura Ltd.» зарегистрирована еще в начале прошлого века. Суд также отметил факт недобросовестной конкуренции: Хорьков вел на спорном домене Интернет-магазин по продаже товаров Фуджикура Лтд.

 Как избавиться от неприятностей с самого начала?

Мне бы очень не хотелось писать этих слов, но если пытливый читатель спросит: «Что делать, если на доменное имя подают иск?», самым честным ответом будет: «Молиться». Как не существует надежного способа избежать рейдерского захвата, так и нет гарантий, что добросовестно зарегистрированный домен не отнимут. Аргументы суда: занимаемый вами домен мешает предпринимательской деятельности поименованной фирмы. И неважно, созвучен он с наименованием компании, производимого товара или с кличкой собачки жены владельца фирмы. Российский суд подобен гаданию на ромашке «любит – не любит»: суд первой инстанции решает «прав истец»; арбитражный – «неправ истец», кассационный – «прав истец» и так далее. На каком этапе остановятся судебные разборки, четном или нечетном, тот и победит.

Еще более серьезный случай – обвинение в незаконном предпринимательстве, дающее возможность присудить истцу огромные штрафы.

Как этого избежать? Лучше заранее осуществить нотариальное заверение сайта, зафиксировав таким образом тематику интернет-магазина с момента его организации. Это поможет установить приоритет в сложных случаях и послужит доказательством, что спорный домен не создавался с целью составить конкуренцию истцу.

Например, можно воспользоваться в онлайне системой «Электронный нотариус». Фиксация сетевых страниц осуществляется в режиме моментальной или отсроченной съемки. Система также обеспечивает заверение сайта, защищенного паролем, через анонимайзер. На скриншоте ставится печать с датой и временем фиксации. Заверенные страницы послужат доказательством правомерного, добросовестного использования домена и при прочих равных условиях могут склонить чашу весов правосудия в вашу сторону.

Прокомментировать
Читайте также
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
10/12/2020
Доменное имя и товарный знак. Стоит ли их связывать? Какие риски? Что с судебной практикой?
Нужно ли регистрировать одноименный товарный знак, и что будет, если такой товарный знак уже зарегистрирован конкурентами? Попробуем разобраться.... Подробнее
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
15/09/2020
Как защитить право на доменное имя. Рассказывает юрист
Что делать, если ваш товарный знак используют в качестве доменного имени? Может ли доменное имя быть товарным знаком? ... Подробнее
Юрий Круглов, разработчик
27/11/2013
Платформа для создания интернет-магазина: выбираем с точки зрения бизнеса
И снова о выборе платформы для сайта. Что, если начать не со сравнения разных CMS и облачных сервисов, а с особенностей и задач вашего бизнеса? ... Подробнее
Мария Крутько, USABILITYLAB
26/11/2013
Юзабилити-экспертиза: выпуск №7
Сегодня "на манеже" магазин детских товаров.
Читайте в выпуске:
  • этот неловкий момент... когда покупатель уходит;
  • поле email и другие сюрпризы.... Подробнее
  • Сергей Горбунов, руководитель отдела международных связей в департаменте по связям с общественностью RU-CENTER
    24/08/2012
    Правовые аспекты регистрации и использования доменных имен
    Как правильно использовать и защищать доменное имя, чтобы никто не смог его у вас незаконно отобрать или вы сами не лишились его по неосторожности? Рассказывает представитель доменного регистратора RU-CENTER ... Подробнее