Кризис, кризис…
Максим Ноготков, президент ГК "Связной", рассказал Forbes о том, как нужно строить бизнес в наше время. Г-н Ноготков отмечает, что существующее положение вещей можно назвать непрерывным кризисом – именно так это воспринималось бы пару лет назад. Президент компании дал предпринимателям четыре совета относительно того, каким должен быть бизнес, чтобы успешно противостоять негативным изменениям рынка.
Бизнес должен масштабироваться. Падение спроса, как считает Ноготков, критично только для тех, кто не может адаптироваться под него, соответственно сократив предложение и затраты. Для онлайн-бизнеса это проще, поскольку здесь намного меньше или вовсе отсутствуют затраты на аренду помещений и на зарплату персоналу.
Бизнес должен всегда быть ликвидным. И здесь в первую очередь г-н Ноготков имеет в виду способность бизнеса вызывать доверие у инвесторов и кредиторов. Конечно, мало у кого из игроков рынка е-коммерции есть возможность, подобно "Связному", создавать собственный банк. Однако под ликвидностью может пониматься и просто солидная репутация компании, у которой никогда не было чрезмерного долга и которая всегда вовремя расплачивалась по своим обязательствам.
Бизнес должен развиваться экспансивно. Кризис – это сложное время, но ни в коем случае не застойное. Именно в трудное с точки зрения доходности бизнеса время можно выехать вперед конкурентов, предлагая новые товары, отвечающие современным потребностям покупателей. А может быть, и не только товары, но и форматы работы – для "Связного" таким форматом стал проект Enter.
Бизнес должен развиваться до пика кризиса, а не во время. Если изменения в стратегии и ассортиментной политике компании происходят только во время кризиса, невелика цена таким изменениям, считает Ноготков. Стабильно растущую компанию сложнее пошатнуть, чем развивающуюся стихийно.