подписка
Подписаться
Анатолий Скальский, старший менеджер отдела поискового продвижения i-Media
23/09/2013
Упал трафик с поисковых систем. Где искать проблему?

Бывает, что все идет хорошо, трафик на  ваш сайт с поисковых систем растет или хотя бы не падает, а потом наступает день «Х», который сводит на нет весь предыдущий рост.

Как правило, падение трафика – это не просто случайность. Расскажем об основных возможных причинах и о том, как их выявить.

Диагностировать проблему будем с помощью Google Analytics как самого продвинутого инструмента веб-аналитики на сегодняшний день. Однако, используя описанные ниже принципы, можно искать и выявлять причины падения трафика и с помощью других систем.

Для начала оговоримся, что речь идет исключительно о трафике с канала organic (бесплатный поисковый трафик). Смотрим его в разделе «Источники трафика» – «Поиск» – «Бесплатный» в GoogleAnalytics. Также уточним, что эта статья – больше о диагностике проблемы, чем о ее решении.

Рис.1 Отчет по бесплатному поисковому (канал organic) трафику в GoogleAnalytics

Итак, вы поняли, что трафик на ваш сайт начал падать. Что делаем в первую очередь?

На первом этапе стоит проверить, был ли апдейт результатов поисковой системы Яндекс. Проверить это можно здесь. Наличие апдейта смотрим только по Яндексу, так как Google обновляет результаты поиска практически каждый день, остальные же поисковые системы приносят, как правило, менее 10% всего трафика, что вряд ли сильно может влиять на общий тренд снижения. Если апдейта не было, а трафик все равно упал, то в первую очередь проверяем следующие два пункта (если апдейт был, проверить эти два момента тоже стоит, но вероятность их актуальности ниже).

1)      Если трафик просел резко и единовременно, велика вероятность того, что после каких-то изменений на сайте были удалены или повреждены коды счетчиков. Возможно, код отслеживания остался только на какой-то части страниц. Внимательно все проверяем. Лучший вариант – доверить эту работу программистам. При этом нужно понимать распределение интереса вашей аудитории по дням. Если трафик упал в субботу по сравнению с пятницей, это может быть естественным явлением.

Рис. 2. Резкое падение трафика из-за проблем со счетчиком Google Analytics. Отчет «Источники трафика» – «Поиск» – «Бесплатный»

2)      Следует продиагностировать работоспособность сайта. Возможно, причина падения трафика кроется в технических проблемах: очень долгая загрузка страниц, неправильный ответ сервера (например, вместо 200 OK сервер отдает 404, 503 и др. ошибки). Также возможна банальная причина – отключение хостинга за неуплату.

Далее разделяем трафик на брендовый и небрендовый. Брендовый трафик – это трафик по названию вашей компании, адресам, телефонам и т.д. Небрендовый – все остальное. Для разделения используем «Пользовательские сегменты». Создаем сегмент, к примеру, «+ брендовые».

Если вы видите, что упал только брендовый трафик, можно предположить, что, скорее всего, причина в снижении общей рекламной активности компании. Меньше рекламы и пиара – меньше людей ищут вас по названию, телефону, адресу.

Рис. 3. Падение брендового трафика. Отчет «Источники трафика» – «Поиск» – «Бесплатный» с применением пользовательского сегмента «+ брендовые», которые оставляет только брендовые запросы

Если упал и брендовый, и небрендовый (или только небрендовый) трафик, то следующий логичный шаг – проверить сезонность вашего товара или услуги. Для этого хорошо подойдет история показов в Яндекс.Wordstat.

Рис. 4. Определение сезонности через Яндекс.Wordstat. Ярко выраженная сезонность для запроса «новогодние елки»

В данном случае на графике видно, что  падение трафика пропорционально коэффициенту сезонности. Если же сезонность не при чем, идем дальше. Разделяем трафик на источники – Google, Яндекс и все остальное.

Рис. 5. Разделение трафика на источники в отчете GoogleAnalytics

Если пропорционально происходило проседание по всем источникам, то с большой вероятностью есть проблемы с индексацией. К примеру, из-за того, что ранее сайт длительное время был недоступен, выпала часть страниц. Иногда бывает, что поисковые роботы проиндексировали (скачали) страницу «криво». Это может быть связано с некоторыми техническими проблемами в прошлом.

Рис. 6. Разделение трафика на источники в отчете GoogleAnalytics. Сравнение периодов. Ровное проседание по источникам

Чтобы удостовериться, что проблема действительно с индексацией, смотрим на какие посадочные страницы («Целевые страницы» по Google Analytics) приходится наибольшее падение по сравнению с предыдущим периодом. Далее эти страницы проверяем на индексацию и смотрим сохраненные копии. Если ожидания подтвердились, то ждем переиндексации и возвращения трафика.

Рис. 7. Разделение трафика по посадочным страницам в отчете GoogleAnalytics. Выявление страниц, по которым было наибольшее проседание

Практически во всех тематиках есть ключевые запросы с большой частотностью. Изменение позиции даже по нескольким запросам способно значительно уменьшить трафик на сайт, особенно, если этого трафика изначально было не очень много. Поэтому целесообразно проверить, не падал ли в последнее время трафик по каким-нибудь частотным запросам. Это можно сделать с помощью отчета Google Analytics: «Источники трафика» – «Поиск» – «Бесплатный» – «Ключевые запросы» (с включением сравнения периодов).

Так как сортировка осуществляется по количеству переходов за основной период, то в качестве основного периода лучше поставить более ранний диапазон. Обратите внимание: при этом положительное изменение в отчете свидетельствует о том, что трафик за текущий период упал.

Рис. 8. Разделение трафика по ключевым запросам в отчете Google Analytics. Выявление запросов, по которым было наибольшее проседание

Если такие запросы имеются, то смотрим, что изменилось и почему. Две самые частые причины – снизилась позиция сайта в выдаче и уменьшилась привлекательность сниппета (текстовое описание в выдаче).

Если на сайте производились какие-то изменения, то нужно понять, насколько они повлияли на падение трафика. Проверяем сохраненные копии тех страниц, количество переходов на которые резко просело. Если на этих страницах недавно были внесены изменения, значит, они повлияли на ваши позиции в выдаче и на кликабельность. В этом случае желательно проконсультироваться у специалиста по seo, который подскажет, что делать дальше.

Если большое падение приходится на поисковую систему Яндекс и на определенный регион (к примеру, было значительное проседание по Москве), то следует проверить региональную принадлежность сайта. Нередко по разным причинам в Яндексе «слетает» регион и/или присвоенный через "Яндекс.Вебмастер" адрес. Заходим в "Яндекс.Вебмастер" и проверяем в разделе "География сайта". Если региональность изменилась, вносим соответствующие корректировки. Надо отметить, в Google такие проблемы встречаются реже.

Рис. 9. Отчет по местоположению в GoogleAnalytics. Резкое проседание по региону «Москва»

 

Рис. 10. Региональная принадлежность в Яндекс.Вебмастер

Если проблемы не в этом, идем дальше.

Если значительное проседание было по поисковой системе Яндекс, но проблем с региональной принадлежностью нет, нужно проверить, не попал ли ваш сайт под воздействие фильтров. Здесь возможны следующие варианты.

1) Если произошло значительное выпадение страниц из индекса и их осталось около 20, то вероятно наложение фильтров АГС, спам-фильтра. Проверить количество страниц в индексе можно через соответствующий сервис Яндекса .

2) Если много запросов «улетело» далеко за ТОП 100, скорее всего, наложен фильтр «Ты последний». Это жесткая санкция "Яндекса" за неуникальный контент ждет тех, кто заимствует все фото и описания товаров прямо в готовом виде. 

3) Если страниц вашего сайта вообще не осталось в индексе Яндекса или осталась только одна, вероятен бан, то есть ситуация, когда Яндекс полностью перестал ранжировать ваш сайт и исключил его из индекса. Частые причины бана для сайтов интернет-магазинов – неуникальный контент, перенасыщенность ключевыми словами, медленный движок, использование недобросовестных способов раскрутки (ссылочный спам, линкофермы ит.д.)

4) Если сайт исчез из выдачи только по части запросов, возможно наложение аффилиат-фильтра, если у вас имеется похожий или полностью идентичный сайт.

В случае, когда значительное проседание наблюдается по поисковой системе Google, с сохранением трафика из других источников, скорее всего, вы попали под фильтры «Панда» или «Пингвин».

От «Панды» страдают сайты с некачественным и неуникальным контентом, с плохими поведенческими факторами и назойливой рекламой. То есть, главный способ не попасть под этот алгоритм – иметь хороший уникальный контент и быть полезным для посетителя.

 Фильтр «Пингвин» борется с недобросовестными способами раскрутки. Наиболее частые причины его наложения:

  • неестественные или сомнительные ссылки;
  • недобросовестная перелинковка на сайте;
  • агрессивное использование продвигаемых ключевых фраз в анкорах;
  • использование доменных имен с точным соответствием ключевым словам;
  • продвижение при помощи заказных статей на авторитетных ресурсах;
  • продажа ссылок с сайта (нетематические исходящие ссылки);
  • использование в большом количестве шаблонных страниц (для привлечения поискового трафика и заработка на рекламе).

Можно проверить, не приходили ли «письма счастья» в Google Webmaster, а также проанализировать всю ссылочную массу, которая идет на сайт. Если присутствует значительное количество не очень качественных ссылок, или вы быстро наращивали ссылочную массу в последнее время, то вероятность наложения фильтра увеличивается.

Рис. 11. Пример «письма счастья» от Google

При этом нужно помнить, что поисковая система Google быстрее, чем Яндекс, реагирует на изменения на вашем сайте. Поэтому также стоит проверить сохраненные копии страниц в Google на предмет переиндексации внесенных изменений на сайте.

Мы рассмотрели самые распространенные и типичные причины падения трафика. Разумеется, причин «проседания» поискового трафика больше, чем здесь перечислено, и для точного диагностирования потребуется несколько больше времени.

Об авторе:

Анатолий Скальский, старший менеджер отдела поискового продвижения i-Media.

Читайте также:

Сеошкола: выпуск №1

Сеошкола: выпуск №2

Внешние ссылки: вредные и не очень

Прокомментировать
Читайте также
23/08/2016
"Маркет" позволит рассказать о товаре больше
В сентябре "Яндекс.Маркет" добавит для товарных категорий, переведенных на CPA, страницы с подробным описанием товара... Подробнее
Mascha
14/05/2014
Бесплатный экспресс-аудит сайта 60
Здравствуйте, ustas6233!

-Покритикуйте, пожалуйста, сайт
rizavi.com

-Идет только реклама в Директе и Adwords, ссылки не закупались, СЕО практически не было

-Женская одежда

-Регион - Украина

Большое спасибо!!! Свернуть
Здравствуйте, ustas6233! -Покритикуйте, пожалуйста, сайт rizavi.com -Идет только реклама в Директе и Adwords, ссылки не закупались, СЕО практически не было -Женская одежда -Регион - Еще...
Форум Привлечение клиентов SEO и продающий маркетинг
24/09/2013
Объявления из Google Display Network сменили вид
Google переработал внешний вид объявлений, размещённых через GDN. В компании это объяснили невероятными темпами развития веб-дизайна... Подробнее
23/09/2013
Wizard.Sape заставит определяться с "вечными" ссылками за 10 дней
Внимание: сервис изменил правила модерации "вечных" ссылок. Если вы не выбрали площадку для размещения ссылки за 10 дней, вам её навяжут as is... Подробнее
20/09/2013
Первая тройка в мобильной выдаче забирает 68% кликов
Больше всего кликов в мобильной выдаче приходится на первые три позиции. Первое место – 33%, второе - 25%, третье – 10%. Такая же ситуация и среди пользователей планшетов... Подробнее