Виктор Евтухов: "Оборот e-commerce в России составляет 1 трлн рублей"
Общий оборот российской ecommerce на сегодня составляет около 1 трлн рублей. Доля онлайн-коммерции достигла 7,2% непродовольственной розницы страны, говорится в послании замминистра Минпромторга Виктора Евтухова, на открытии крупнейшей европейской выставки ecommerce-технологий — ECOM Expo'18, проходящей в эти дни в московском КВЦ "Сокольники".
По данным Минпромторга, доля ecommerce в крупных городах в разы выше, чем 7.2%. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Владивостоке она составляет около 18%. Это близко к аналогичному средневзвешенному значению в Великобритании, которая является лидером в Европе по этому показателю.
Сейчас в России все крупнейшие непродовольственные ритейлеры развивают мультиканальность и имеют интернет-магазины. Некоторые даже достигли доли, превышающей 20%, – уточнил один из организаторов ECOM Expo'18, руководитель кластера ecommerce в РАЭК Иван Кургузов. "За 2018 г. общий оборот онлайн-торговлидолжен вырасти на 15–18 %. Самые крупные категории — техника (27 %) и индустрия моды (21 %), самые быстрорастущие — строительно-отделочные материалы и товары повседневного спроса", – отмечает Кургузов.
Как отмечалось в обращении Виктора Евтухова, отечественная e-commerce, в отличие от других национальных рынков, все ещё слабо консолидирована. По оценкам экспертов, в стране работает не менее 40 000 интернет-магазинов. Но при этом около 70 % оборота и объёма заказов приходится на 50 крупнейших площадок.
С одной стороны, это свидетельствует о большом разнообразии и высокой конкуренции. С другой стороны, это говорит о росте доли трансграничной торговли. "Безусловно, важным фактором в данной случае являются лидирующие позиции Aliexpress, оборот которого и доля на российском рынке стабильно растёт, — заметил по этому поводу г-н Кургузов. — По некоторым прогнозам, к концу этого года около 30 % от общего числа доставок будет приходиться на эту компанию".
Что Минпромторг делает для развития отрасли?
Особое внимание замминистра уделил тому, как его ведомство работает над развитием отрасли. Но повестке дня – снятие лишних административных барьеров и дополнительных ограничений, в сравнении с офлайн-торговлей.
"Всем известна проблема размытости момента продажи, — заметил Иван Кургузов. — Заказ через интернет подпадает под определение дистанционного способа покупки, однако фактическая передача денег происходит только после физического получения товара. Это приводит к сложностям, с которыми сталкиваются и покупатели, и продавцы при взаимодействии с маркетплейсами, службами дропшиппинга и другими игроками рынка. Если Минпромторг заполнит эту законодательную лакуну и чётко разграничит дистанционный и другие способы продажи товара, это позволит упростить судебную практику и досудебное урегулирование, снизить нагрузку на часть игроков и положительно повлиять на развитие торговли".
Кроме того, Минпромторг планирует снять запрет на онлайн-продажу некоторых товаров. В первую очередь, обсуждается торговля алкоголем.
"Было бы полезным ввести жёстко ограниченное разрешение на торговлю алкоголем для того, чтобы уже в близком будущем обеспечить развитие онлайн-торговли продовольственными товарами, — комментирует господин Кургузов. — Такая мера повысит маржинальность каждой доставки и одновременно снизит требования к условиям доставки. Также, безусловно, было бы целесообразным выровнять законодательство при экспортной и внутренней торговле".
Среди других факторов, сдерживающих развитие интернет-торговли, организатор Ecom Expo '18 Кургузов отметил проблемы логистики и все еще низкий уровень доверия россиян к интернет-магазинам. Хотя количество недобросовестных игроков и не выше, чем в офлайн-торговле, но их деятельность чаще и активнее освещается в СМИ.
Г-н Евтухов отдельно отметил, что Ecom Expo '18 — это крупнейшая в Европе и России выставка технологий для e-commerce: более 10 000 участников рынка посетили мероприятие, более 240 компаний представили передовые технологические решения в области электронной и омниканальной торговли. Кроме того, в качестве спикеров на выставке выступили топ-менеджеры Tele 2, ВТБ, Robokassa, DHL, Avito, "Лаборатории Касперского" и других ведущих игроков отечественного рынка интернет-торговли.
С точки зрения защиты своей экономики нужен не "русский амазон", а русский таобао, тмолл и экспортный алиэкспресс. Свернуть