Почему и как платежи по QR-кодам теснят традиционный эквайринг
По данным IT-бренда Национальной системы платежных карт (НСПК) "Мир Plat.form", об оплате с помощью QR-кодов осведомлены 57% россиян, а 38% уже покупали товары таким способом. При этом половина потребителей предпочитает платить картой или через мобильные платежные сервисы.
С другой стороны, бизнес устраивает низкая комиссия за транзакции через СБП (от 0,4% до 0,7%), простота и дешевизна подключения оплаты по QR-кодам и мгновенное зачисление средств при таком способе.
"Конкуренция с эквайрингом хорошо выстраивается в индустриях, где доля операций по картам была небольшой из-за высокой себестоимости. Пока распространение оплат сдерживается ограниченным числом банков, поддерживающих технологию, но до 1 октября в соответствии с требованием ЦБ к системе подключатся все крупнейшие кредитные организации страны", – рассказывает руководитель направления по развитию электронной коммерции "Райффайзенбанка" Георгий Коннов.
В кредитных организациях отмечают стабильный рост популярности этого способа оплаты, называя разные показатели: от 7-10% до 30% в месяц. В прогнозах большинство экспертов рынка сходятся во мнении, что рано или поздно оплата по QR-кодам займет порядка 15% рынка.
По данным ЦБ, на конец февраля через СБП было совершено около 1 млн транзакций на общую сумму около 5 млрд рублей. На сегодняшний день к системе подключено свыше 80 тыс. торговых точек.
Сбер, который начал развивать собственную аналогичную систему раньше, сообщает о подключении 300 тыс. точек и многомиллиардном обороте. Комиссия здесь составляет 0,6%.
По мнению первого вице-президента бизнес-объединения "Опора России" Павла Сигала, малые предприятия, заинтересованные в развитии этого метода оплаты, станут сами продвигать его среди потребителей. Он считает, что в этом случае доля покупок по QR-кодам будет расти на 5–15% в год. Следует отметить, что на старте сервиса, многие крупные онлайн-ритейлеры действительно поощряли скидками использование СБП.
Однако, несмотря на то, что для многих видов бизнеса себестоимость трансакции по картам превышает 2% с учетом всех комиссий, вытеснить ее оплате по QR-кодам не удастся. В первую очередь потому, что эти способы оплаты поддерживаются программами лояльности эмитентов карт. Благодаря заинтересованности клиентов, средний чек может повышаться до 40% и растет количество покупателей. Кроме того, многие россияне отдают предпочтение картам и мобильным сервисам, считая СБП не самым удобным способом.
При этом в кредитных организациях не планируют снижать ставки эквайринга. На их размер влияют тарифы платежных систем и стоимость оборудования, которое необходимо для предоставления услуги. А цены на них в последнее время растут.