Когда вернется товар, тогда и возвращайте деньги
Интернет-магазин имеет право не возвращать деньги покупателю, пока не получит назад не понравившийся товар. Такое разъяснение дал Роспотребнадзор после обращения АКИТ.
Согласно Закону о защите прав потребителя, требование покупателя вернуть ему деньги за товар, который ему по тем или иным причинам оказался не нужен, подлежит удовлетворению "в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования". Однако закон, сформулированный в большей своей части не меньше десяти лет назад, во многом не учитывал специфику интернет-торговли.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась в Роспотребнадзор с просьбой уточнить эту норму. Нередко бывает, что отправленный в интернет-магазин товар не успевает дойти до продавца, и тот не может проверить его качество, являющееся условием расторжения сделки. Между тем, как заявили в АКИТ, более чем в 5% случаев люди возвращают тем или иным образом испорченные товары.
"Вопрос о соблюдении продавцом десятидневного срока […] подразумевает его зависимость от добросовестности потребителя при совершении действий, связанных с возвратом товара продавцу, и факта получения возвращенного товара продавцом, поскольку сумма, подлежащая возврату, исчисляется "за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара", — отмечается в разъяснениях Роспотребнадзора.
Как сообщил президент АКИТ Алексей Федоров, разъяснения Роспотребнадзора имеют достаточную юридическую силу и могут служить для ритейлеров защитой в суде и проверяющих органах. "АКИТ будет распространять этот документ среди ритейлеров для его использования при общении с недобросовестными потребителями, а также использовать в собственной претензионной практике. Разъяснения Роспотребнадзора станут защитой в суде и проверяющих органах", – заявил он.
Также Федоров отметил, что некоторые продавцы закладывают возможные убытки от таких случаев в стоимость товаров. Если в этом отпадет необходимость, то и цена товаров может быть снижена примерно на 1,5%.
Некоторые ритейлеры отмечают, что для них подобные случаи возврата денег раньше времени доставки товара назад не являются проблемой, поскольку по статистике составляют весьма малую часть от общих сумм возврата. Главной же проблемой возврат денег раньше получения товара становится для компаний, торгующих технически сложными и дорогими вещами.