Есть ли в Рунете доменное рейдерство?
Компания "Авто.ру", владеющая доменным именем www.auto.ru, решила отобрать домен www.avto.ru у своих конкурентов – "Группы компаний Авто.ру". Предполагалось, что судья встанет на сторону истца, поскольку ООО "Авто.ру" было зарегистрировано раньше ответчика. Дело слушалось в Арбитражном суде города Москвы.
Оба проекта – Auto.ru и Avto.ru – входят в число ведущих информационных ресурсов автомобильной тематики в Рунете. Истец – ООО "Авто.ру" (www.auto.ru) – просил о прекращении использования фирменного наименования и возмещения убытков в размере 500 тыс. рублей.
Представители истца основывали свои требования на том факте, что ООО "Авто.ру" как юридическое лицо зарегистрировано ранее, чем "Группа компаний "Авто.ру". Также выяснилось, что Роспатент вынес решение о предоставлении правовой охраны товарному знаку "АВТОРУ", заявку на регистрацию которого подало ООО "Авто.ру".
Интересы ответчика представляла юридическая компания "Сенешаль". Специалисты "Сенешаля" обратили внимание суда на то, что у истца не возникли исключительные права на фирменное наименование, поскольку фирменное наименование не указано в Уставе истца и запись о нем не внесена в государственный реестр (ЕГРЮЛ). Кроме того, юристы "Сенешаля" указывали на то, что наименование истца состоит из символов "АВТО" и ".РУ", которые характеризируют род деятельности компании, а именно сферу автотранспорта в сети Интернет и поэтому не могут охраняться как фирменное наименование. В результате суд принял решение в пользу ответчика, "Группы компаний Авто.ру". Компания сохранила права на использование наименования юридического лица, а требования о возмещении убытков суд оставил без удовлетворения.
Представители юридической компании "Сенешаль" предупреждают о возможности аналогичных исков со стороны компании ООО "Авто.ру" к владельцам других интернет-проектов, в доменных именах которых встречается обозначение "АВТОРУ". "Можно сделать вывод о том, что компания "Авто.ру" намеревается предъявлять требования о запрете использования не только фирменного наименования, но и товарного знака ко многим участникам интернет-рынка информации об автотранспорте", – говорится в пресс-релизе компании "Сенешаль". Если предоставление правовой охраны товарному знаку "АВТОРУ" не будет оспорено, а подобные иски компании ООО "Авто.ру" будут удовлетворены, возможно появление запрета на использование словосочетания "АВТОРУ".
Более того – если широко распространенные и активно используемые в разговорной речи слова, понятия и термины станут объектами авторского права, возможно появление нового механизма неконкурентной борьбы в Рунете. "Сегмент интернет-бизнеса растет даже не смотря на мировой кризис, а, следовательно, становится более привлекателен для различного рода киберсквоттинга и злоупотреблений правом, – заявил генеральный директор юридической компании "Сенешаль" Павел Шинкаренко. – В связи с чем можно прогнозировать и дальнейшее развитие механизмов киберсквоттинга, рейдерства и злоупотребления правом в Сети".