Билетные сервисы обяжут хранить данные в России?
Минтранс предлагает обязать сервисы бронирования авиабилетов хранить данные пассажиров внутрироссийских рейсов только в России. Об этом говорится в проекте постановления правительства, подготовленном министерством. Документ размещен на федеральном портале нормативных правовых актов. В нем указано, что с 1 января 2020 года сервера и базы данных сервисов бронирования авиабилетов должны находиться только в России, чтобы соблюдался закон о персональных данных россиян.
Перенести сервера, если этот нормативный акт примут, придется всем компаниям, бронирующим и продающим билеты на внутрироссийские авиарейсы. Требование касается инвенторных систем бронирования, управляющих местами на рейсах авиаперевозчиков. Но оно не распространяется на глобальные дистрибутивные системы, обеспечивающие продажи авиаперевозок через туристических агентов и агрегаторы. Тем не менее, провайдер такой системы бронирования, согласно проекту постановления, должен быть зарегистрирован в нашей стране.
Это не первая попытка обязать авиакомпании и билетные сервисы хранить данные пассажиров в России. Изначально они должны были попасть под поправки в закон "О защите персональных данных", которые вступили в силу в 2015 году. Тогда Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) предупредила, что такие требования лишат россиян возможности пользоваться глобальными интернет-сервисами. Позже Минкомсвязи отозвал свои требования к системам бронирования.
Обычно для бронирования авиабилетов используются системы GDS, серверы которых находятся за рубежом. Среди таких систем, в частности, американская Sabre (ею пользуется "Аэрофлот"), которая в 2017 году являлась крупнейшим провайдером в России с долей 38,5%. Есть также российская система бронирования "Сирена-Трэвел". Она, по некоторым данным занимает на рынке 30%.
Также на рынке работают и другие зарубежные компании. А в 2017 году была запущена "Национальная система бронирования", разработанная "Ростехом" в партнерстве с аэропортом Внуково. Сейчас с ее помощью работает две российские авиакомпании. Некоторые аналитики считают, что детище "Ростеха" создавалось именно в преддверии нового закона.
Гендиректор российского OTA Biletix Александр Сизинцев сообщил Oborot.ru, что особых трудностей у сервисов новый закон не вызовет:
"Проект постановления правительства, который предусматривает перенос на территорию России серверов и баз данных систем бронирования и продаж авиаперевозок по стране, отвечает интересам информационной независимости и безопасности отрасли. Важно отметить, что указанные в проекте требования схожи со вступившим в силу в мае 2018 года в Европейском Союзе обновленным Регламентом обработки персональных данных (GDPR, или General Data Protection Regulation). Он предъявляет аналогичные требования к хранению персональных данных пользователей на территории ЕС. То есть Россия, в данном случае, выступает "догоняющей" страной в рамках международной тенденции.
На рынок российских онлайн-трэвел сервисов данный проект практически никак не повлияет. Персональные данные пользователей большинства крупнейших игроков уже хранятся на серверах, расположенных на территории России. Безусловно, кто-то использует облачные сервисы, но их замена в соответствии с новым проектом не потребует серьезных инвестиций. Разговоры о необходимости принятии данного проекта ведутся уже более 5 лет и ни для кого не являются неожиданностью, поэтому уверен, что российские авиакомпании смогут подстроиться под новые требования в указанный срок".