Какие технологии must-have в логистике для интернет-магазинов в 2024 году
Только за первое полугодие 2024 года количество интернет-магазинов выросло на 38%. Огромная конкуренция в сегменте ecommerce и постоянно растущие требования потребителя заставляют предпринимателей непрерывно совершенствовать и оптимизировать все бизнес-процессы, связанные с логистикой интернет-магазина.
Директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО Артем Смирнов рассказывает о современных технологиях в логистике, без которых сложно оставаться конкурентоспособными на рынке электронной коммерции.
1. Операционные процессы транспортной логистики
Чтобы оптимизировать операционные процессы транспортной логистики, можно использовать интересные решения для маршрутизации, контроля расхода топлива и управления автопарком. Для этого применяются Интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект.
IoT – это объединение физических устройств, которые без вмешательства человека проводят мониторинг необходимых параметров и передачу информации для последующего анализа и контроля. Например, в логистике это датчики температуры, влажности, расхода топлива, устройства, отслеживающие техническое состояние транспорта и т.д.
Примеры:
1. Технологии, которые анализируют видеопоток и при обнаружении снижения концентрации внимания водителя или его нетипичного поведения подают звуковое предупреждение. Система также отправляет уведомление в центр мониторинга, чтобы можно было оперативно связаться с водителем.
2. Информация с датчиков позволяет ИИ вовремя назначать ремонт транспортных средств, а не прогнозировать его на основе усредненных данных. Это снижает время простоя техники до 15%.
3. Благодаря искусственному интеллекту, который анализирует исторические данные, система не только выбирает оптимальный путь, но и определяет, какой транспорт и в каком объеме необходим на различных маршрутах, что помогает снизить "пустые" пробеги примерно на 20%.
4. Система управления транспортом (TMS) c искусственным интеллектом эти данные обрабатывает и помогает оптимизировать маршруты, управлять парком транспортных средств, прогнозировать время доставки, сокращать затраты на топливо.
2. Технологии для складской логистики
Сегодня наличие WMS – это уже не тренд, а необходимость. Мы наблюдаем смещение в сторону интеллектуальных систем, являющихся частью всей логистической IT-системы, ведь для многих торговых компаний необходимо в реальном времени отслеживать количество товара как на складе, так и в офлайн-магазинах. Сбор таких данных также важен. если компания использует гиперлокальную доставку или множество каналов продаж.
Например, исходя из множества факторов (весогабаритных характеристик, потребительских свойств, оборачиваемости, сроков годности, сезонности, каналов продаж) программа может подобрать место и систему хранения для данного товара, исходя из поставленных целей выберет метод сборки в заказ, выдаст инструкцию по упаковке и маркировке согласно требованиям канала продаж или внутренним стандартам.
Интеграция WMS с каналами продаж позволит в едином окне в реальном времени видеть актуальные остатки. Система заранее подскажет, когда и сколько товара необходимо предоставить в тот или иной канал продаж.
Например, для компании, торгующей через интернет-, офлайн-магазины и все маркетплейсы крайне важно иметь актуальные данные об остатках товара. Для этого необходимо в реальном времени видеть количество товара на всех складах, в магазинах, а также в пути, чтобы не допустить просрочку подсортировки, статус out of stock, упущенный спрос, штрафы, снижение лояльности покупателя.
Полезным станет алгоритм для работы с дорогостоящими и немногочисленными товарами. Например, при одновременном поступлении с разных каналов продаж заказов на позицию, остаток которой равен 1, система подберет оптимальный алгоритм действий, исходя из заданных целей.
Очень важна возможность системы осуществлять видеоаналитику склада: отслеживать определенные операции, товары, зоны, транспорт, персонал и предоставлять выборку по определенным параметрам. Не менее важен и интеллектуальный поиск, который способен находить события и связи, использовать вырезки из видеопотока.
Интеллектуальные WMS позволяют выбирать оптимальные с точки зрения скорости и издержек системы расположения товаров, сборки в заказ, рассчитывают оптимальную топологию склада, маршрутизируют технику и персонал. В условиях дефицита складских площадей и линейных сотрудников повышение производительности и емкости хранения является большим преимуществом, а искусственный интеллект помогает принимать быстрые и эффективные решения на основе анализа данных.
WMS-система планирует места размещения с учетом различных параметров. Источник фото: www.toplogwms.ru
Помимо WMS в складскую логистику можно внедрять автоматизированные управляемые транспортные средства (AGV), роботизированные системы комплектации, автоматизированные системы хранения и поиска (ASR). Но на данный момент это слишком дорогостоящие технологии, которые необходимы далеко не всем.
3. Технологии для управления цепочками поставок, прогнозирования и планирования
Точное прогнозирование и планирование спроса – одна из важнейших задач управления цепочками поставок. Позволяет компаниям оптимизировать запасы, уменьшать нехватку товара, соответствовать требованиям и ожиданиям потребителей.
Наиболее эффективное решение для прогнозирования – использование искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения (ML). Чтобы повысить точность прогнозирования применяется статистический и регрессионный анализы, а также анализ временных рядов. Это помогает использовать исторические данные для выявления закономерностей и тенденций, которые человек не всегда способен заметить.
Приводим лишь часть факторов, которые необходимо учитывать в прогнозировании:
- Коэффициент сезонности
- Степень влияния рекламной и маркетинговой деятельности на продажи
- Размер всплеска продаж от той или иной разовой рекламной активности или внешних факторов (например, размер скачка спроса от внешней или медийной рекламы, спад спроса из-за внешних факторов)
- Темп прироста финансовых и количественных показателей
- Размер упущенного спроса
- Доли продаж по регионам, по каналам продаж, по товарам, по сегментам аудитории и т.д.
- Этап жизненного цикла товара
- Размер всплеска продаж при участии в акциях
- Размер всплеска или спада продаж в зависимости от влияния значимых экономических или политических событий
Однако, на наш взгляд, данные технологии необходимо применять и тестировать в связке с традиционными методами: ML алгоритмы требуют точных данных для обучения и не всегда могут предвидеть влияние неожиданных внешних факторов, которые серьезно влияют на спрос.
4. Информирование потребителя
Важно помнить, что многие покупатели привыкли к сервису маркетплейсов, поэтому необходимо наладить систему информирования о статусе заказа и его местонахождении в реальном времени. Казалось бы, это уже не новинка, однако и сейчас есть достаточно много интернет-магазинов, которые передают этот процесс на аутсорс службе доставки. И по сути лишают себя еще одного дополнительного канала общения с клиентом.
Обычно компании предлагают либо форму отслеживания заказа на сайте интернет-магазина, либо различные уведомления посредством SMS, e-mail, push-уведомлений, сообщений в мессенджерах.
Предпочтительный способ получения уведомлений о доставке, 2023 г. Источник: Data Insight
По нашим данным, информирование клиента о статусе заказа на 60% уменьшает нагрузку на колл-центр интернет-магазина. Помимо этого, даже при задержке заказа количество отрицательных отзывов уменьшается в разы, если потребитель видит, где именно сейчас его товар. Также по данным Datainsight, оповещение о статусе доставки важно почти для 80% покупателей.
5. Управление персоналом
Водители, комплектовщики, упаковщики, операторы погрузчиков, грузчики – список дефицитных сотрудников достаточно велик. Ситуация вряд ли разрешится в ближайшее время, поэтому необходима перестройка многих бизнес-процессов.
Во-первых, это касается изменения условий набора сотрудников, расширения возрастных границ и найма кандидатов без опыта. Это, безусловно, требует полной перестройки программ обучения и адаптации. Например, переработка теоретических материалов, разработка наглядных и подробных инструкций, проведение курса профессионального обучения и, что очень важно, внедрение систем наставничества и мотивации.
Во-вторых, необходимо пересмотреть условия работы с аутсорсинговыми компаниями на предмет стабильности сотрудничества; разработать быстрые программы обучения для привлеченного персонала, повысить требования к контролю деятельности данных сотрудников, обеспечить видеонаблюдение в зонах, где работают специалисты из сторонней компании.
В-третьих, конечно, необходим пересмотр систем материальной и нематериальной мотивации. Важно создавать условия не только для привлечения работников, но и для их удержания: предлагать расширенные социальные пакеты, транспорт, питание, ДМС, поддержку в сложных ситуациях, комфортные условия труда и отдыха, адаптивный график работы и т.д.
Какие технологии могут помочь в решении этих вопросов:
- Расширенные инструкции, которые выдает WMS на определенном этапе. Например, когда товар из зоны комплектации переходит в зону упаковки, система выдает подробную инструкцию, которая содержит не только требования к упаковке и маркировке от маркетплейса, службы доставки или самого интернет-магазина, но и пошагово показывает, как именно следует выполнить эту операцию.
- Возможность системы вести учет производительности сотрудников. Материальная часть мотивации должна быть прозрачна и понятна для персонала. Например, по завершении своей смены сотрудник на информационных экранах может видеть свою выработку за смену. WMS в реальном времени ведет учет по каждому работнику и показывает результат в удобном для восприятия виде. По нашему опыту, это действительно важно для персонала.
В завершение обзора тенденций в логистике хотим еще раз подчеркнуть важность своевременного изучения новых технологий. IT-среда – это главный фактор конкурентоспособности, поэтому важно уже сейчас оценивать эффективность новых технологий. Однако не стоить внедрять все и сразу: многие продукты еще не готовы для использования или требуют значительных вложений.
Постоянный рост требований к качеству и скорости доставки также может привести к использованию системы гиперлокальной доставки. Внедрение этого процесса необходимо рассмотреть даже тем компаниям, которые пока не предлагают услугу доставки день в день.
На новый уровень выходит и работа с персоналом, поскольку сегодня у нас рынок кандидата. Чтобы поддерживать хорошее качество сервиса, необходимо подстраиваться под условия этого рынка.
Александр Плюсков Со-Редактор, Oborot.ru |
Работают хорошо, претензии бывают, как без этого с их то обширной сетью, но они быстро по ним отрабатывают и компенсируют утраты или повреждения.
В прошлом году был сбой на их сортцентре, но они вытащили даже силами центрального офиса (вывели на ручную сортировку), так что осознали и теперь сортцентр уже не один
Главное, что бы тарифы не поднимали
Так что можем рекомендовать их как надежную сеть доставки. Свернуть