Создание интернет-магазина – торговые ряды
Вопрос верного выбора программного решения всегда возникает на начальном этапе создания интернет-магазина. Но иногда к этой проблеме приходится возвращаться и позже, когда выясняется, что функции изначально отобранного пакета не соответствуют реальным потребностям бизнеса. К подбору оптимального варианта следует отнестись ответственно, чтобы, с одной стороны, увеличение объема заказов не повлекло за собой обрушение всего предприятия, а с другой – чтобы техническая реализация не "съела" 100% бюджета.
Тому, кто собрался открыть интернет-магазин, поставщики ПО предлагают массу решений различной стоимости, и запутаться в них очень легко. Тем более, что каждая компания хвалит обеспечиваемый именно ею способ вывода бизнеса в Сеть.
Имеет смысл начать с того, чтобы сузить диапазон возможных решений до определенной "весовой категории". Ведь выбирать из продуктов одного класса гораздо проще, чем из совершенно разных программ.
Предлагаемые в настоящее время решения для создания интернет-магазина можно (с достаточной степенью условности) разделить на пять видов:
- Открытие страницы в торговом ряду;
- Аренда интернет-магазина;
- Покупка "готового решения";
- Разработка магазина "на заказ";
- Создание магазина собственными силами.
В дальнейшем мы подробно рассмотрим достоинства и недостатки каждого из решений, и сейчас начнем с самого дешевого и простого, – то есть с размещения страницы в специализированном каталоге.
Открытие страницы в торговом ряду
"Порталов электронной коммерции" сейчас развелось – вагон и маленькая тележка. Среди самых известных можно назвать Torg.ru, Rambler – Покупки, Яндекс-Товары и несколько десятков других, менее известных.
Принцип работы такого ресурса состоит в том, что интернет-магазин полностью размещается на страницах портала (или, как называют себя подобные сайты, "торгового ряда). Торговый ряд представляет собой каталог товаров и услуг, как правило, иллюстрированный.
В оффлайновой жизни супермаркеты действительно имеют много преимуществ перед более мелкими торговыми точками. Да и самый известный интернет-магазин, Amazon.com – это, по сути своей, супермаркет. Беда отечественных ресурсов такого рода – в их многочисленности и в том, что они берут на себя слишком большие обязательства. Практически везде можно встретить описания о том, как ваш магазин замечательно раскрутят, какая это будет честь для вас участвовать в подобном проекте и как много покупателей (слышите, не посетителей, а ПОКУПАТЕЛЕЙ) заходят именно сюда, в конкретный супермаркет. На самом деле, впечатление это обманчивое.
Существует два, даже три вида торговых рядов. Первый – это, по существу, "продвинутый" сборник прайс-листов. Помните, есть такой справочник Mobile (сейчас его интернет-версию можно найти на www.price.ru). Вот это оно же. К таким справочникам относятся и перечисленные выше проекты Рамблера, Яндекса и Mail.ru. Каталоги этих систем разбиты на категории (бытовая техника, компьютеры, спортивное снаряжение и т.д.). В этих каталогах размещаются предложения всех компаний, поставляющих товар в данную категорию. Как правило, когда посетитель нажимает "купить", торговая система просто пересылает его на сайт соответствующего продавца, поэтому торговые системы этого типа больше подходят для рекламы товарных предложений, размещенных в уже существующих магазинах. Мы не будем подробно останавливаться на эффективности подобной рекламы и рассмотрим ее в одной из наших дальнейших публикаций.
Некоторые из каталогов предлагают и размещение новых магазинов прямо в системе (т.е. создается страница магазина, которая встраивается в портал и на которую переадресовываются все заинтересованные покупатели). Стандартная стоимость эксплуатации популярных систем – 10 центов за переход на товарное предложение.
Понятно, что участие в такого рода системах накладывает определенные ограничения и ставит магазин в очень большую зависимость от темпов раскрутки системы и происков конкурентов (все товары-то располагаются друг рядом с другом, буквально "на расстоянии клика" и весьма вероятно преднамеренное занижение цен, чтобы подняться повыше в рейтинге). Поэтому данный метод хорошо использовать для рекламы либо для "прощупывания" рынка и определения, сколько единиц того или иного товара можно продать через Сеть. Это если жалко 100 долларов на полноценной маркетинговое исследование, например от SpyLOG.
Еще один вариант размещения в торговом ряду – аренда определенного раздела каталога. Одной из компаний, предоставляющих подобную услугу, является портал InterShop-Доставка (он не имеет никакого отношения к немецкому решению для организации систем электронной коммерции InterShop). В этом случае вы самостоятельно ведете раздел супермаркета, и, кроме ваших товаров, в этом разделе ничего нет.
Увы, эта модель также доказала свою малую эффективность. Если даже отбросить зависимость от интенсивности рекламной кампании владельца портала, вы фактически отказываетесь от присутствия имени вашей фирмы в Интернете и связываете ее будущее с будущим супермаркета. Кстати говоря, и сама InterShop-Доставка начала выводить разделы супермаркета в отдельные магазины. Так, на базе разделов "Торговое оборудование", "Банковское оборудование" и "Офисная техника" создан отдельный магазин TorgShop.ru. Действительно, в Интернете люди нечасто пользуются супермаркетами, если это только не онлайновое представительство мощной оффлайновой сети. Иначе такие магазины редко обеспечивают единый стандарт качества, широты ассортимента и оперативности. Плюсом аренды отдельного раздела является дешевизна (от 10 до 50 долларов в месяц) и то, что при аренде супермаркеты могут предоставлять дополнительные сервисы "для ленивых": начиная от использования их курьерской службы и до практически полной поддержки вашего магазина силами этого супермаркета. В последнем случае львиную долю прибыли придется отдавать владельцам.
Третий вариант размещения в торговом центре, аренду решения на базе портала, мы рассмотрим в следующей части статьи, которая так и называется "Аренда интернет-магазина".
Продолжение: "Создание интернет-магазина: аренда 'палатки'"