Рынок франшиз в России: общая картина, ситуация в категориях "ПВЗ" и "Интернет-торговля", основные проблемы
В 2023 году рынок франчайзинга вел себя предсказуемо и стабильно: в период с апреля по июнь из-за фактора сезонности рынок традиционно снижался, осенью — увеличивался.
Сколько предприниматели готовы вкладывать во франшизу? Насколько востребованы ПВЗ и интернет-магазины по франчайзинговой модели? Какие есть проблемы на рынке? Обо всем этом рассказывают эксперт businessmens.ru Евгений Звягин и директор департамента франчайзинга "Крошка Картошка" Сергей Гончаров
Популярные виды франшиз по уровню вложений в 2023 году
В целом, в 2023 году рост по объему инвестиций так или иначе показали все категории франшиз. Но какие именно оказались самыми востребованными у предпринимателей? Давайте разберемся.
- До 300 тыс. рублей. По сравнению с прошлым годом доля таких франшиз в общей структуре немного снизилась — с 38,3 до 37,9%.
- От 300 тыс. до 1 млн. рублей. Данная категория наоборот подросла — с 36,9% до 37,7% заявок. Рост объясняется общим увеличением средней суммы обязательных вложений в бизнес, подорожанием сырья, увеличением стоимости оборудования, аренды и т.д. В общей структуре доля заявок на приобретение бизнеса с вложением до 1 млн. рублей составляет 75,6%.
- От 1 млн рублей. Франшизы, которые подразумевают более высокие инвестиции, по уровню спроса прибавили (+52,3% для 1-3 млн и +42,6% для 3-6 млн), но потеряли в своих долях. Например, доля заявок в категории 1-3 млн. снизилась на 0,6% (с 18,5% до 17,9%), а в категории 3-6 млн. рублей — на 0,3% (с 3,3 до 3%).
Согласно исследованию РБК, в бизнес по франчайзинговой модели до 1 млн рублей готовы инвестировать до 44% опрошенных. 15% респондентов сообщили о готовности вложить 1-2 млн рублей, 11% — 2-3 млн, 12% — 3-5 млн. Более 5 млн. рублей готовы инвестировать 19% респондентов.
Если говорить о предпринимателях, которые уже располагают бизнесом по франшизе, то здесь ситуация немного другая. Среди них наиболее востребованной категорией (27%) является франшиза с вложениями в 1-2 млн. рублей. Также среди опытных коммерсантов целых 15% готовы вложить в новый бизнес более 50 млн рублей.
Основные тенденции: ПВЗ в топе, повышенный интерес к маркетплейсам, у продавцов популярен FMCG-ритейл
Рассмотрим, какие направления бизнеса пользуются набольшим спросом у бизнесменов, а какие виды остались на прежних позициях или упали.
ПВЗ по-прежнему в топе
Рынок маркетплейсов продолжает расти, следовательно и категория ПВЗ по франшизе также пользуется значительным спросом — по сравнению с 2022 годом количество заявок на покупку бизнеса увеличилось на целых 125%.
Внимание к интернет-магазинам. Но только в некоторых нишах
В категории готовых интернет-магазинов наибольших интерес для предпринимателей на данным момент представляют магазины косметики и парфюмерии — количество заявок в 2023 году выросло сразу на 235%. Также спросом пользуются магазины одежды и белья (+120,6%) и франшизы, связанные с вендингом (+55,2%).
Интерес к продовольственной розницы также растет — спрос на запуск продуктовых магазинов повысился на 26,3%.
В свою очередь, отрицательный результат показывают, например, магазины обуви — интерес к ним упал на 2,7%. Также на 20,9% стало меньше заявок на открытие бизнеса в аптечной сфере.
В общей сложности, количество заявок на франшизы сферы интернет-торговли увеличилось практически в 2 раза. По данным Ассоциации интернет-торговли, за 9 месяцев 2023 года обороты рынка ecommerce повысились на 23% год к году, достигнув 4,3 трлн. рублей.
Важно отметить и тот факт, что франшизы в данном сегменте сравнительно бюджетные, и их владельцы нередко представляют возможность работы по схеме дропшиппинга, оставляя себе также функции продвижения бизнеса.
Если говорить в общем, то на сегодняшний день среди франшиз интернет-торговли самые популярные — это торговля на маркетплейсах и проекты по импорту китайских товаров.
Существенный рост интереса к маркетплейсам
Количество заявок на покупку готового бизнеса на маркетплейсах за 2023 год выросло примерно в 4,5 раза по сравнению с 2022 годом. Столь высокий уровень спроса объясняется как продолжающимся ростом рынка ecommerce в целом, так и укреплением позиций маркетплейсов в частности.
По данным Data Insight, текущая динамика базы селлеров позволяет прогнозировать, что за 2024 год количество активных продавцов на WB и Ozon увеличится более чем в 1,5 раза и к концу 2024 года достигнет 700 тысяч.
FMCG-ритейл в топ-3
Согласно опросу "РБК Исследования рынков", большинство действующих предпринимателей хотели бы построить бизнес по модели франчайзинга с Ozon, Яндекс Маркет и Wildberries. Также в топ-5 компаний попал онлайн-гипермаркет "ВсеИнструменты.ру" и служба доставки Boxberry.
В рамках этого же исследования 33% респондентов, не имеющих бизнеса по франшизе, в качестве предпочтительного направления назвали ПВЗ маркетплейсов. 30% — рестораны и заведения общественного питания, а 16% — FMCG-ритейл.
У предпринимателей, которые уже работают по франшизе, спрос на ПВЗ существенно менее выраженный — интерес высказали всего 7% респондентов. На первом месте у опытных бизнесменов идут рестораны (30%), салоны красоты (13%) и все тот же FMCG-ритейл (11%).
Проблемы российского франчайзинга в 2023 году
Несмотря на рост интереса предпринимателей к теме, нельзя сказать, что в этой сфере все безоблачно. Проблем немало, причем некоторые и вовсе можно назвать фундаментальными.
Отсутствие четкой законодательной базы
Это старая и давно всем известная проблема — бизнес по франшизе в России по-прежнему не имеет четко прописанных в законодательной базе регламентов работы. Как следствие, франчайзером по факту может назваться практически любой, из-за чего на рынке постоянно появляются франшизы-пустышки. Разумеется, это снижает доверие к франчайзингу и отрицательно сказывается на спросе на действительно качественные проекты.
Дефицит кадров
Бизнесу по франшизам свойственны все те же проблемы и трудности, которые характерные и для других направлений деятельности. Одна из таких проблем — растущий дефицит кадров.
По данным сайта hh.ru, уровень дефицита достиг максимальных значений за всю историю наблюдений — индекс по итогам июня 2023 года опустился до 3,1 пункта. В качестве решения проблемы 59% опрошенных предпринимателей называют рост ФОТ.
В ноябре 2023 года состоялся круглый стола РБК Петербург, в рамках которого франчайзеры поделись своим мнением относительно сложившейся ситуации. Например, по мнению основателя сети "Vлаvаше Павел Крупина, нехватка персонала в сфере общепита непосредственно влияет на число открытых точек — компания имеет возможность запускать 15, а открывает только 5.
Проблему дефицита кадров обозначил и институт уполномоченного по защите прав предпринимателей (информация приводится Business FM): данная проблема находится на первом месте среди актуальных для бизнеса. На второй позиции стоит рост издержек (40,4%). Также многих волнует дороговизна заемных финансов (31,5%).
Рост издержек
Как мы уже сказали выше, 40,4% опрошенных волнует проблема роста издержек. Причины вполне понятные: нестабильность рубля и рост инфляции сказываются на закупках сырья и оборудования, растет ФОТ и транспортные расходы. Претендентов на вакантные места становится все меньше, а конкуренция за специалистов повышается. Также важно отметить и то, что 49% предпринимателей сообщили о нехватке ресурсов на расширение бизнеса.
Само собой, все эти факторы отражаются и на рынке франшиз — увеличивается стоимость стартового пакета и объем необходимых для запуска инвестиций.