Не пора ли обновить сайт? или "Девять месяцев спустя"
Информация о том, каким браузером пользуются посетители, сколько цветов отображает видеокарта, поддерживаются ли cookie, включен ли JavaScript и т.п., является чрезвычайно важной для подготовки сайта к его адекватному восприятию посетителями. Перечисленные параметры для каждого отдельно взятого ресурса можно "вычислить" при помощи обычного счетчика. Но как быть с установками тех пользователей, которые (пока) не добрались до вашего сайта? Как узнать, сможет ли его посмотреть большинство потенциальных клиентов и партнеров? До августа 2001 года эту информацию можно было получить через "Глобальную статистику" SpyLOG, за что компании огромное человеческое спасибо. Увы, в конце лета SpyLOG прекратил обновлять данные, и Рунет на целых 9 месяцев погрузился в пучину неведения.
На прошлой неделе появился новый проект, призванный заполнить информационный вакуум – теперь уже HotLog представляет свою "Глобальную статистику", расположенную по адресу http://globalstats.hotlog.ru. У счетчика есть все основания на открытие подобной системы – в настоящее время число зарегистрированных в HotLog сайтов приближается к 26 тысячам.
Надо сразу сказать, что проект молодого счетчика, по сравнению со Спайлоговской "всеобъемлющей статистикой", выглядит достаточно скромно: доступны данные только за предыдущий день, обновляющиеся каждые 24 часа. Архив информации отсутствует. Пользуясь случаем (форум и гостевая книга с HotLog исчезли с месяц назад) хотел бы порекомендовать разработчикам сообщать, помимо ежедневных, хотя бы ежемесячные цифры – они позволили бы более точно определить предпочтения пользователей. Впрочем, кое-какие выводы можно сделать и руководствуясь ежедневными данными HotLog.
O tempora, o mores!
Что же изменилось в Рунете за 9 месяцев, пока отсутствовала Глобальная статистика? Не пора ли вам заказать редизайн сайта с учетом требований времени? Что следует учесть при запуске нового интернет-проекта? С помощью приведенной ниже таблицы, постараемся дать ответы на эти и другие вопросы.
Параметры | Варианты | Май 2002* | 2001** |
Разрешение экрана | 1024х768 | 44,29 | 37,3 |
800х600 | 43,82 | 51,6 | |
Больше 1024х768 | 9,67 | 7,3 | |
640х480 | 2,11 | 3,4 | |
Браузеры | MSIE 5.0 | 37,04 | 52,54 |
MSIE 6.0 | 29,47 | – | |
MSIE 5.5 | 22,71 | 28,61 | |
MSIE 4.0 | 3,51 | 8,30 | |
Другие | 7,33 | 10,55 | |
JavaScript | 1.3 | 96,64 | 80,07 |
1.2 | 2,94 | 6,93 | |
Другое | 0,41 | 13 | |
Количество цветов, бит | 16 | 45,46 | 51,00 |
32 | 40,52 | 29,8 | |
24 | 11,51 | 14,9 | |
8 бит и ниже | 2,51 | 4,3 | |
Города | Москва | 50,2 | 48,98 |
Санкт-Петербург | 12,05 | 8,38 | |
Краснодар | ? | 2,19 | |
Екатеринбург | 3,02 | 2,1 | |
Новосибирск | 2,49 | 1,73 | |
Другие | 32,24 | 36,62 | |
Использование Cookies | Да | 96,22 | 96,79 |
Нет | 3,78 | 3,21 |
* Указаны усредненные значения, полученные с 18.05.02 по 20 05.02
** Для отчетов о JavaScript, cookies и браузерах использовались усредненные данные SpyLOG с 24 мая по 24 августа 2001 года. Данные о цветности дисплеев и разрешении экрана взяты за февраль 2001.
К сожалению, из-за разброса дат (различные отчеты за 2001 год относятся к разным временным отрезкам), игнорирования HotLog нашей просьбы предоставить статистику за сколько-нибудь более продолжительный, чем 3 дня период, а также пока что ограниченного покрытия счетчика, на 100%-точность составленная таблица претендовать не может. Но кое-какие общие выводы можно сделать и по ней.
Абсолютно очевидным стало лидерство разрешения 1024×768. Про 800х600 забывать тоже не следует, поэтому на досуге проверьте: как ваш ресурс смотрится при различных размерах экрана. Тем, кто заказывал сайт во времена царя Гороха, когда доминирующим было 640х480, давно пора позаботиться о смене дизайна. Иначе, в ближайшем будущем придется хорошенько потрудиться, чтобы найти человека, который сможет взглянуть на ваше интернет-представительство без чувства эстетического отвращения.
В "войне браузеров" по-прежнему выигрывает Internet Explorer. Несмотря на это, расслабляться не стоит. 7% – это, конечно, не так много, но ведь один из семи может оказаться вашим покупателем. Любителям доводить все до крайности и не терять ни единого клиента, могу посоветовать взглянуть на свой сайт "глазами" Netscape или Opera. Если разработка ресурса стоила слишком дешево, удовольствие гарантировано.
JavaScript и cookies и так используются в большинстве интернет-магазинов. Так что тут добавлять особенно нечего: корзиной, построенной на cookies, очевидно, может пользоваться подавляющее большинство покупателей. Ну, а для 4%, которые все-таки "печеньки" отключают, неплохо бы выводить соответствующее предупреждение о применяемых в интернет-магазине "высоких технологиях".
Как видим, за 9, 12 и даже 15 месяцев, которые прошли со времени обнародования статистических данных по жизненно важным характеристикам "технической оснащенности" пользователей, ничего особенно не поменялось. Критерии, предъявляемые к веб-сайтам остались почти прежними и, если ваш ресурс удовлетворял этим критериям год назад, удовлетворяет он им и сейчас.