подписка
Подписаться
Евгений Смирнов
Коммерческий директор, МОЛКОМ
16/05/2024

Почему мультиканальные продажи важны в 2024 году. И как выстроить логистику при торговле на нескольких маркетплейсах с единого склада

Почему мультиканальные продажи важны в 2024 году. И как выстроить логистику при торговле на нескольких маркетплейсах с единого склада

Офлайн-игроки расширяют присутствие в онлайне за счет действующих площадок и подключения новых. И, напротив, исторически диджитальные компании начинают размещать товары в моно- или мультибрендовых магазинах. 

Стратегия мультиканальных продаж требует перестройки логистических бизнес-процессов, которые становятся более зависимыми от складских площадей, сотрудников и технологий. О том, какие изменения нужны "новому складу" для эффективной реализации мультиплатформенности, рассказывает коммерческий директор МОЛКОМ Евгений Смирнов.

Причины перехода ритейлеров к мультиканальным продажам

Выделим 4 основные причины.

1. Низкий процент пересечения трафика между Wildberries, Ozon, Яндекс Маркетом и Мегамаркетом

Согласно данным TinkoffeCommerce, чуть больше половины покупателей используют только одну площадку. Поэтому запуск магазина на второй и последующих платформах ведет к увеличению оборота. 

2. Рост тарифов

В 2023 году комиссии универсальных маркетплейсов в среднем увеличились на 25%. Однако повышать стоимость товаров в условиях, когда автоматически рассчитывается индекс цен, следует с осторожностью.

По этой причине селлеры мигрируют на площадки с привлекательными условиями для юнит-экономики и запускают альтернативные варианты — например, нишевые маркетплейсы или собственные интернет-магазины. В 2023-м рынок нишевых платформ вырос на 27% — до 591 млрд руб. При сохранении текущих темпов развития аналитики прогнозируют, что к 2026 году его объем достигнет 1 трлн руб.

3. Собственный бренд

Как сообщил на одной из отраслевых конференций представитель аналитического агентства, пользователи впервые начали искать товары на маркетплейсах, набирая в строке поиска название бренда, а не продукта. Вполне вероятно, что это первые шаги к конкуренции торговых марок. Однако создавать собственный бренд необходимо, если продавец планирует развивать бизнес на долгосрочной основе и располагает достаточным размером инвестиций.

Пока на маркетплейсах мало инструментов для продвижения бренда, даже данные о покупателях и их контакты закрыты для селлеров. Поэтому средние и крупные игроки смотрят в сторону создания или реанимирования собственного интернет-магазина.

4. Сохранение розницы

Несмотря на перетекание трафика из офлайна в онлайн, некорректно говорить об исключении традиционной розницы из стратегии продаж. Например, у ряда клиентов МОЛКОМ в категории "Одежда и обувь" соотношение доли продаж в офлайн- и онлайн-каналах составляет 60% на 40% соответственно. 

Мульти- или монобрендовый магазин — не менее важное звено в дистрибуции СТМ, где покупатель вживую знакомится с атрибутами бренда, продуктом, сервисом и экспертизой.

В 2024 году мультиплатформенность формируется вокруг 4 основных направлений: универсальных и нишевых маркетплейсов, собственного интернет-магазина и традиционной (офлайн) розницы. Такой подход одновременно требует реорганизации складской и транспортной логистики, при которой концепция "единого склада" становится обязательной.


Насколько серьезен дефицит помещений? Каких специалистов не хватает? Как подготовиться к росту ставок? Ситуация на складском рынке и рекомендации экспертов малому и среднему бизнесу


Инфраструктура "нового единого склада": технологии, площади, персонал

Мультиплатформенность привносит в логистику 3 усложняющих фактора.

Фактор №1. Подготовка В2В и В2С-отправлений становится уникальным процессом, который сложно тиражировать на все площадки, поскольку правила подготовки товаров индивидуальны

Сборка B2C-отправлений — это поштучный подбор товаров в заказ для доставки в пункты приема маркетплейсов или до конечного получателя. Чтобы ускорить комплектацию, товары размещаются на хранение в мелких ячейках на мезонине, а в зоне сборки и упаковки устанавливаются специальные рабочие столы. Подготовка отправлений проходит под видеокамерами, которые фиксируют, какой товар и каким образом упаковывается, сохранена ли на нем этикетка и маркировка, целостность упаковки и т. д.

В2B-отгрузки возможны коробами и палетами, поэтому здесь применяется стеллажное хранение. Проведение видеосъемки также необходимо.

Тем не менее для первого и второго типа отгрузки обязательны учет сроков годности, адресов отгрузки, серийных номеров и маркировки "Честный знак". Эти данные должны отображаться в системе управления складом WMS (Warehouse Management System) продавца или логистического оператора.

Фактор №2. Необходимо одновременно соответствовать различным правилам сборки и маркировки, обмена данными, выполнять требования по скорости обработки

Так, маркетплейсы при получении FBO-поставок проверяют соответствие фактических и заявленных в карточке весогабаритных характеристик, оценивают сроки годности и качество упаковки товаров, отслеживают наличие этикеток и маркировки "Честный знак", УПД с кодами маркировки и т. д.

Следовательно, чтобы пройти процедуру приема без отказов нужно соблюдать одновременно простое и сложное правило — внимательно изучать требования каждого маркетплейса и отслеживать их изменения. 

В правилах разных площадок есть отличия, но общая канва совпадает: 

  1. В личном кабинете оформите заявку на поставку, указав список товаров, точные дату и место отгрузки

Перед постановкой сроков будьте уверены, что к этому времени вы или ваш подрядчик подготовят и привезут товар.

image-8e94655a4a18aed76e2a490de415bfd9e4c3346d6fb4c270dbd9789ba699ef0c

Источник иллюстрации: seller-edu.ozon.ru

Для своевременной сборки важно, как минимум:

  • Распланировать срок выполнения операций. Например, на проверку, упаковку и сборку выделить 24 часа.
  • Обеспечить наличие необходимого количества сотрудников.
  • Иметь упаковочные материалы, которые запрашивает маркетплейс.
  1. Подготовьте товары

Проверьте сроки годности (при наличии) и сложите товары в индивидуальную упаковку. Проследите, чтобы на каждой SKU присутствовали этикетка со штрихкодом, специальная маркировка (например, "Честный знак").

В 2024 году перед введением с апреля маркировки "Честный знак" для новых fashion-подкатегорий продавцы, решившие заранее нанести коды Data Matrix и вернуть их на склады маркетплейсов, сталкивались с отказами: только 70-80% товаров из поставки принимались по КИЗам.

Также в поставку не должны попадать бракованные товары, а поврежденная упаковка подлежит замене. 

  1. Разместите товары согласно запланированным грузовым местам

Исходя из объема поставки, грузовым местом могут считаться как короба, так и палеты. Предварительно уточните, сколько артикулов маркетплейс разрешает разместить на одном грузовом месте. Например, у Wildberries для 1 палеты есть лимит — не более 3 артикулов.

Крайне важно, чтобы фактическое количество грузовых мест совпадало с тем, которое прописано в заявке. В противном случае маркетплейс может ее не принять.

  1. Промаркируйте грузовые места

Обратите внимание, где наклеена этикетка — у сотрудника маркетплейса должен быть к ней доступ. Не менее важен ее размер. Например, Ozon требует, чтобы этикетка была не менее 120 х 75 мм, наклеена ровно и без заломов.

upakovka-c4a8f47a0c9ab02f90a5dd64c1f845c4de8213fe73041ac097a542266ca10b1b

Требования к упаковке от Ozon

  1. Доставьте поставку в пункт отгрузки, который выбрали при оформлении заявки

В противном случае сотрудники маркетплейса вправе отказать в приеме товаров, а вы потеряете время и удлините сроки логистики на последней миле. Это может привести к отмене заказа по инициативе покупателя и дополнительным издержкам.

Фактор №3. При распределении стока между несколькими складами усложняется контроль за остатками, увеличиваются затраты на закупку и производство, а также повышается процент потерянных товаров

Очевидно, что для мультиплатформенных отгрузок необходимо объединять 3PL и фулфилмент-операции на территории одного склада и комплексно обновлять инфраструктуру.

Например, расширить и зонировать площади, закупить дополнительное специализированное оборудование, настроить процессы по работе с "Честным знаком", увеличить штат сотрудников и не допускать дефицита персонала в высокий сезон. Не менее важно ввести операции, обязательные для соответствующей категории товаров: отпаривание, этикетирование, комплектация наборов и др.

Чтобы укладываться в таймслоты, вводятся KPI и время нахождения товара в каждом статусе. Например, доля вовремя скомплектованных заказов должна составлять не менее 99,5%, а период обработки заказа — не более 24 часов.

Приоритетная задача транспортной логистики — выстроить наиболее эффективную схему доставки для каждого из каналов продаж.

IT — важнейший компонент

Но фундаментом, конечно, является IT. В условиях торговли на нескольких маркетплейсах кратно растет ассортимент и количество заказов, поэтому без соответствующих IT-решений сложнее распределять задачи внутри склада.

В первую очередь, речь идет о гибкой и масштабируемой WMS. Помимо того, что система способна учитывать товары по различным признакам, она должна справляться с приемом и обработкой большого объема заказов в высокий сезон. Вдобавок WMS может интегрироваться с CMS и OMS-системой продавца или его личными кабинетами на маркетплейсах для обмена заказами, остатками и статусами.

Если у селлера или логистического оператора есть собственная логистика, то помимо WMS и API-интеграций в перечне IT-решений должна быть система управления транспортом TMS (Transportation Management System).

В целом, воплотить концепцию "единого склада" для мультиплатформенных отгрузок возможно на базе собственных мощностей. Однако дефицит складских площадей и линейного персонала для работы с заказами может усложнить развитие продавцом собственной инфраструктуры. Это является одной из причин повышения спроса на услуги логистических операторов.


К чему готовиться игрокам транспортного рынка в 2024 году? Шесть основных трендов внутригородской логистики


Вместо заключения

Мультиканальность продаж создаст прочный фундамент для повышения конкурентоспособности брендов. Но для ее реализации необходимы инвестиции, перераспределение ресурсов, перестройка бизнес-процессов и экспертиза, в частности, в складской и транспортной логистике.

Концепция "единого склада" для работы с заказами в разных каналах также эволюционирует. На смену объединения на одной площадке исключительно ecommerce-направлений приходит более сложное сочетание — микс 3PL и фулфилмент-операций. В то же время выбор между инсорсингом и аутсорсингом по-прежнему определяется юнит-экономикой, инфраструктурой и ресурсами, имеющимися в распоряжении продавца.

Прокомментировать
Читайте также
17/05/2024
Хватит ли водителей Яндекс Доставке? Некоторым из таксистов предложено пройти тест на знание русского языка
Отдельные таксопарки, работающие с агрегатором Яндекс Такси, разослали водителям сообщения об экзаменах на знание русского языка. Пройти пробный тест предложено трудовым мигрантам из Таджикистана и Узбекистана... Подробнее
15/05/2024
В Армении теперь работает собственная служба доставки Ozon. Пока только в одном городе
Ранее они могли получить свои покупки либо посредством самовывоза, либо через платную курьерскую службу Haypost. Минимальная стоимость заказа для доставки курьером от Ozon составляет 4800 армянских драмов (1100 рублей)... Подробнее
15/05/2024
Wildberries сделает невидимыми на карте ПВЗ с низкой скоростью приемки
Маркетплейс с 3 июня скроет с карты для новых заказов ПВЗ с медленной приемкой. Логика такой меры понятно, но вот механизм возвращения такого пункта в прежний статус вызывает полное непонимание у участников рынка... Подробнее
Константин Якунин
сео, фулфилмент-оператор ExpressRMS
11/05/2024
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Иван И.
студент, B2B-услуги (Услуги, крупная компания)
04/05/2024
Обучение цифровой логистике 1
В эпоху цифровой революции, когда технологии меняют наш мир, логистика не остаётся в стороне. Цифровая логистика, становится ключом к оптимизации и эффективному управлению логистическими процессами. Она не только повышает производительность, но и открывает новые возможности для инноваций и роста бизнеса.
Что такое digital-логистика? Это совокупность технологий и инструментов, направленных на автоматизацию, оптимизацию и улучшение логистических операций. От управления запасами до маршрутизации доставки, от отслеживания грузов до аналитики данных - digital-логистика охватывает широкий спектр задач и процессов.
Одним из ключевых элементов digital-логистики является использование систем управления складом и транспортом. С помощью таких систем компании могут автоматизировать процессы отслеживания запасов, оптимизировать маршруты доставки, управлять складскими операциями и повысить точность выполнения заказов. Это не только улучшает качество обслуживания клиентов, но и сокращает издержки и повышает эффективность всей логистической цепочки.
Еще одним важным аспектом digital-логистики является использование сенсоров и интернета вещей (IoT) для отслеживания грузов и транспортных средств в реальном времени. Благодаря этим технологиям компании могут получать актуальную информацию о местоположении и состоянии своих грузов, что позволяет им быстро реагировать на изменения в логистических потоках и предотвращать возможные проблемы.
Большую роль в digital-логистике играет также аналитика данных. С помощью алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта компании могут анализировать большие объемы данных о логистических операциях и прогнозировать спрос, оптимизировать запасы, улучшать маршруты доставки и многое другое. Это помогает им принимать более обоснованные решения и достигать лучших результатов.
Однако, несмотря на все преимущества, digital-логистика также представляет определенные вызовы и риски. В частности, компании должны учитывать вопросы кибербезопасности и защиты данных, чтобы избежать утечек информации или кибератак, которые могут нанести ущерб как операциям, так и репутации компании.
В целом, digital-логистика открывает новые возможности для улучшения эффективности и конкурентоспособности логистических операций. Она помогает компаниям быстрее реагировать на изменения на рынке, сокращать издержки и повышать уровень обслуживания клиентов. Поэтому внедрение digital-технологий становится необходимостью для любой логистической компании, стремящейся оставаться на плаву в современном мире.
Мы, студенты 2 курса РЭУ им. Г.В. Плеханова, активно изучаем современные тенденции в логистике и исследуем возможности обучения в этой области. В рамках нашей курсовой работы мы проводим анализ рынка онлайн-курсов по логистике, чтобы понять, какие возможности предоставляются специалистам в этой области.
Мы приглашаем участников форума поделиться своим опытом адаптации к новым вызовам в логистике. Как вы осваиваете новые технологии и методики? Где и как вы получаете новые знания и навыки? Ваш опыт может стать важным источником вдохновения и практических рекомендаций для нас и для других участников форума.
Давайте вместе обогатим наши знания и опыт, чтобы сделать нашу работу в области логистики ещё более эффективной и успешной.

Мы будем очень благодарны за Ваше участие: https://forms.gle/1qhmPMKgebH4Ui3V8 Свернуть
В эпоху цифровой революции, когда технологии меняют наш мир, логистика не остаётся в стороне. Цифровая логистика, становится ключом к оптимизации и эффективному управлению логистическими Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика