Три фактора, которые серьезно влияют на логистику для интернет-торговли прямо сейчас
Рынок логистики для ecommerce постоянно меняется под воздействием самых разных факторов. Но как обстоит дело прямо сейчас? И что предпринимать онлайн-ритейлерам?
На эти вопросы отвечает ведущий аналитик Data Insight Сергей Семко.
1. Увеличивается доля покупок на маркетплейсах
Увеличивается абсолютное число заказов, которые попадают на доставку – из офлайна и омниканального ритейла. Это должно быть интересно логистам, которые делают последнюю милю – курьерским службам и сетям ПВЗ. При этом маркетплейсы практически весь объем доставляют собственными службами доставки и строят собственные сети ПВЗ (в подавляющем большинстве монобрендовые).
Основными драйверами роста являются маркетплейсы: во втором квартале 2023 года их доля по количеству заказов равна 83%
Кто выигрывает из логистов:
- Первая миля. Небольшая часть трафика (и денег за услуги) – достается "первой миле" – заборной логистике и доставке заказов и товаров до складов маркетплейсов.
- Средняя миля. Часть доставки достается транспортным компаниям по междугородней доставке.
- Конкурентная среда исполнителей, например, WB Drive. Им достается часть перевозок между складами и ПВЗ.
Все это высококонкурентный рынок, часто тендерный или аукционный с малой добавленной стоимостью, поэтому с большим числом малых исполнителей. Он не дает логистам высокую маржу.
При этом службы доставки, наоборот, теряют клиентов ввиду ориентации исключительно на интернет-магазины. Их надежда – диверсификация: доставка для маркетплейсов, работа с С2С, доставка документов, кроссбордер и т.д.
Такая же ситуация и с МультиПВЗ. Дело в том, что обязательное условие работы с маркетплейсами – брендирование под конкретный площадку, но выбирать нужно одну. Кроме того, многие мультиПВЗ ранее работали с несколькими службами доставки, а сейчас у них падают объемы и вознаграждение собственников ПВЗ.
Что делать ритейлерам:
- Используйте инструменты аналитики.
- Стройте коммуникацию с покупателями.
- Создайте лояльность к бренду.
- Увеличивайте LTV.
- Снижайте зависимость от маркетплейсов.
- Посещайте мероприятия для селлеров и логистов маркетплейсов.
- Мониторьте рынок, считайте экономику логистики на маркетплейсах, обращайте внимание на особенности.
- Продумайте послепродажное обслуживание для улучшения пользовательского опыта.
- Дополнительные услуги: наладка, пуск, вынос мусора, консультация — посмотрите аутсорсеров и подберите сервис.
2. Зарубежные омниканальные ритейлеры уходят с рынка
Международные ритейлеры часто уходили быстро, иногда с продажей, иногда с переименованием. И перед логистами сразу же остро вставали три вопроса:
- Кто, кому и сколько должен? И будет ли платить?
- Заплатили или нет? Удалось ли получить по суду?
- Как заместить выпадающие объемы заказов? И как свести юнит-экономику, если выпадающий объем нельзя заменить?
Ситуация затронула логистов, которые ориентировались на малое число международных игроков. На них повлияли слабая поддержка экономики, жесткие условия возврата наложенного платежа, оплата услуг самих логистов с рассрочкой.
При уходе якорных клиентов устойчивость логистов быстро нарушалась. На рынке известно о нескольких закрытиях и нескольких еще работающих компаний такого рода.
Также пострадали проекты, полностью созданные под конкретный запрос международного ритейлера. Скажем, специально созданный (и взявший в лизинг авто) оператор для доставки товара в магазины H&M. Сейчас пытается взыскать в суде.
Что делать ритейлерам:
- Внимательно отслеживать самочувствие своих логистов.
- Отслеживать KPI не раз в месяц и не раз в квартал, а чаще – идеально ежедневно.
- Еще лучше использовать агрегатор доставки. Так вы сможете избежать несколько проблем сразу.
3. Доходы регионов и миграция населения меняют логистику
Изменения структуры доходов: из-за миграции снижаются доходы в столице, в то время как развитие новых предприятий повышает доходы в регионах. Новые деньги регионов тратятся как в офлайне, так и в онлайне. Игроки ecom увеличивают доставку в регионы – строят склады, выстраивают магистральную доставку, организуют сети ПВЗ или курьерскую доставку на месте или ищут местных партнtров. Растет интерес к авиадоставке за Урал.
Увеличивается интерес к федеральным службам с большим региональным представительством и к "Почте России" (скажем, сотрудничество OZON c "Почтой" начато еще до инициативы о 0,5% с оборота).
К дефициту кадров в логистике приводят миграция, мобилизация, демографическая яма, конкуренция со стороны ВПК, отъезд мигрантов из Центральной Азии. Оплата труда растет, но кадров все равно не хватает, поскольку зарплатные ожидания растут быстрее. Параллельно растет стоимость доставки.
Что делать ритейлерам:
- Для высокого сезона: упрощать опции, которые трудно поддерживать – убирать узкие интервалы доставки.
- Если у вас своя логистика, то используйте механики быстрого найма, поддерживайте кадровое ядро исполнителей, работайте с пешими курьерами, создавайте и программы быстрого обучения и адаптации, используйте вахтовой метод и т.д.
- Используйте ресурсы регионов: подключайте федеральные службы доставки и размещайте своё предложение в регионы, пользуйтесь услугами агрегаторов доставки.
- Сокращайте сроки доставки в регионы, но помните, что короткие сроки кратно увеличивают продажи, но делают дороже доставку.
Пользовались услугами Reworker Kazakhstan в лице руководителя Азата Машабаева . С конца прошлого года перестали приходить платежи за наложки. Сменился директор, бухгалтера, менеджеры.
Сразу говорили, что у них налоговая проверка, что после ее окончания закроют долги. Теперь ссылаются на другие причины. Часть товара утеряно. За часть говорят что им контрагенты не перевели деньги.
Так как в Казахстане не так много ФФ, то приходится дальше с ними работать.
Кто с ними работал, дайте пожалуйста знать, все ли у них хорошо? И стоит ли ждать денег? Или забыть... Свернуть
Например, у нас в Алмест есть парковочный барьер, отправка которого в другой город-миллионник стоит 500-700 рублей в зависимости от транспортной компании (КИТ или Байкал-Сервис). А есть пластиковые доски https://almest.ru/blagoustrojstvo-zhkkh/doski-brus-plastikovye , которые заказывают на сотни тысяч рублей. При этом доставка составляет примерно 10% от стоимости самого заказа. При этом иногда заказы отправляются в города Крайнего Севера. А туда доставка сопоставима с ценой самого заказа...
И вот что в таком случае указывать в панели вебмастера? Вот и я не знаю. Свернуть