Увеличение спроса на товары без упаковки — важный эко-тренд. Чем такой формат выгоден потребителю и ритейлеру, как такой готовят товар к продаже
Все чаще в крупных гипермаркетах, супермаркетах, а также в "магазинах у дома" встречаются отделы, где покупатель может приобрести товары вразвес. Бакалея, орехи, сухофрукты, сладости и многое другое сегодня доступно к покупке без первичной упаковки. Такой тренд стремительно развивается в европейских странах и активно поддерживается социальной рекламой и призывами к уменьшению потребления пластика. О том, почему такой подход удобен и для покупателя, и для продавца, а также как подготовить товар к продаже вразвес, рассказывает менеджер по развитию бизнеса FM Logistic в России Ольга Воложчик.
В России часть сетевых магазинов также следует в данном направлении. В их числе "ВкусВилл" и "Ярче!", которые используют дозирующие системы. "Магазины у дома", например, "По-другому", "Крупа", Zero Waste Shop, Naked Food и другие также работают по принципу максимального уменьшения количества отходов ― Zero Waste. В гипермаркетах чаще реализуется продажа в контейнерах или гофрокоробах, установленных в торговом зале ― таким образом работают "Ашан", Globus, "Лента", "О'кей", "Карусель", "Мегамарт" и ряд других.
Открытый продукт россыпью (крупы, макаронные изделия, сухофрукты, орехи, кондитерские изделия и т.д.) реализуется вразвес с помощью дозирующих систем. В этом случае покупатель не имеет прямого контакта с товаром, а взвешивает необходимое его количество с помощью торгового оборудования. Продукция, которая продается в индивидуальной упаковке ― шоколадные конфеты в обертке, батончики и др. ― находится в контейнерах с крышкой и дозируется вручную или с помощью совков. При заказе онлайн магазины сохраняют данный принцип и упаковывают в удобную тару, которая также может подлежать переработке.
Что получает покупатель?
Прежде всего продажа продукции без первичной упаковки позволяет снизить стоимость закупки. Производитель не включает в нее расходы на упаковку и фасовку, а также не устанавливает наценку на бренд, что влияет на конечную цену товара.
Отсутствие первичной упаковки товара снижает количество пластиковых отходов, загрязняющих окружающую среду. Покупая продукты на развес, бытовые отходы, 20% которых приходится на упаковку, удается сократить как минимум на пятую часть. Экологические инициативы сегодня являются основным трендом для многих компаний, которые во всех отраслях поддерживают современное поколение покупателей, готовое изменить свои привычки ради сохранения окружающей среды. Согласно опросам, проведенным ВЦИОМ в октябре 2021 года, 55% россиян учитывают экологичность товаров при покупке.
Таким образом, реализация товаров вразвес в экологичной таре становится все более популярной среди российского населения. В качестве подобной упаковки выступают как одноразовые крафтовые пакеты, так и многоразовая тара (резервуары с крышками, банки и бутылки), которую можно приобрести в магазине или использовать свою.
Говоря о дорогостоящей продукции, такой как кофе, орехи или кондитерская продукция, возможность ее покупки вразвес позволяет потребителю попробовать разные сорта товара или создать ассортимент любимых вкусов, не переплачивая при этом за стандартный вес заводского упакованного продукта. Кроме того, компании-производители могут проводить дегустационные акции новых позиций, не инвестируя при этом в заводские линии, разработку упаковки и запуск масштабных маркетинговых акций.
У людей старшего поколения зачастую нет возможности приобретать большую упаковку того или иного продукта, и они вынуждены отказываться от покупки вследствие высокой стоимости. С возможностью взять нужное количество товара, они не только получают удобный формат шопинга, но и могут позволить себе более широкий ассортимент продукции.
Согласно данным исследования, проведенного международной исследовательской компанией Ipsos в 2020 году, 31% опрошенных в России потребителей готов отказаться от товаров в упаковке, которую нельзя переработать. Для решения проблемы большого количества выбрасываемого мусора участники опроса видят два основных пути. Более половины респондентов (51%) считают, что для сокращения объемов бытовых отходов нужно использовать упаковку повторно. Еще 40% готовы покупать товары из переработанных материалов.
Ритейлер останется в выигрыше?
До эпидемии COVID-19 реализация продукции вразвес была одним из самых востребованных форматов продаж в гипермаркетах. При этом весь товар располагался в открытых коробах с совком для его дозирования. Однако такой формат занимал много торгового пространства и для покупки был менее привлекательным ввиду прямого доступа потребителя к продукту. Позднее он был и вовсе ограничен Роспотребнадзором в связи с принятыми мерами по обеспечению профилактики COVID-19. Торговые сети перешли на систему диспенсеров (устройств, предназначенных для выдачи чего-либо в определенной дозе), которые отвечают гигиеническим нормам, более привлекательны для потребителя, а также мобильны и компактны, что особенно важно для размещения в "магазинах у дома".
Сейчас фасовка небрендированной продукции осуществляется в пластиковые коррексы. Продажи вразвес в диспенсерах помогают ритейлеру соответствовать экологической повестке и снизить затраты. Себестоимость продукции таким образом удается уменьшить на 10-15%, а также привлечь больше покупателей за счет возможности приобрести именно то количество продукта, которое ему необходимо в зависимости от потребностей и планируемых трат. А потребителям старшего возраста это позволяет избежать излишних физических нагрузок.
Как подготовить продукцию к продаже на развес?
Фасовка продукта осуществляется специализированными предприятиями и проходит в полном соответствии с гигиеническими и санитарными нормами для каждой группы товаров. Также обеспечивается контроль над перекрестными аллергенами ― в случае с оборотными резервуарами на предприятиях осуществляется их тщательная очистка и дезинфекция, предваряющая повторное заполнение. При этом предприятие несет ответственность за качество продукции и наносит на резервуар маркировку с необходимой информацией о товаре (срок годности и номер партии). Так потребитель может ознакомиться со всеми данными до покупки.
Далее резервуары доставляются в магазин и устанавливаются в специализированное торговое оборудование. Сам диспенсер может быть брендирован в экологической тематике и содержать информацию о скидках или новом продукте производителя. Или, наоборот, представлять собственную марку ритейлера, на котором ценник продукта будет более заманчивым для покупателя, нежели яркий брендинг.
Помимо оборотных резервуаров существует также решение в виде картонных коробов, которые устанавливаются в диспенсер с дозатором и также могут быть брендированы этикеткой производителя или собственной торговой маркой сети. После использования их можно отдать на переработку.
Что еще продают вразвес?
Чаще всего вразвес продаются макароны и крупы, орехи и сухофрукты, конфеты и драже, поскольку их фасовка в резервуары и хранение не требуют специфических условий. Сегодня уже существуют магазины формата Zero Waste, в которых вразвес можно купить также шампуни, кремы, соусы, детское питание, молочную продукцию и корма для животных. Специфика размещения такой продукции заключается в температуре хранения, товарном соседстве (в случае если продукт имеет сильный запах), а также в дополнительном контроле очистки и дезинфекции резервуаров.
Потребительский рынок требует новых подходов в продажах, оптимизации затрат на доставку и реализацию товаров и, конечно, поддержания экологических трендов во всех отраслях деятельности. Продукт без упаковки отвечает этим запросам и является современным подходом к продажам в торговых сетях.
Нельзя сдавать им товар.
Могли уже продать . Свернуть
Алексей А. предприниматель, Торговля (Подарки, мини-компания) |