Доменные имена, часть вторая: момент истины
А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля
В прошлой статье мы с вами рассмотрели некоторые основополагающие моменты, связанные с регистрацией доменного имени как такового, но вот пришло время выбрать собственно само название.
Сразу определимся: дело это долгое, трудное и занудное. На Западе представители тамошней электронной коммерции привыкли в таких случаях бежать в особую контору, где за дело берутся специально обученные люди. За что и приходится платить немалые зеленые деньги. Мы, конечно, тоже так можем. Но все-таки в наших мозгах шевелится больше одной извилины, и придумать название собственному интернет-магазину хочется самим. Чай, родное дитятко-то.
Если идеальное название не придумалось само и сразу, его надо искать. Можете пообещать ведро мороженого самому головастому из ваших сотрудников, только это бесполезно. Пройдет месяц, мороженое так и не найдет своего владельца, а магазин останется безымянным .
Значит, пора устраивать мозговой штурм. Посадите в большую комнату всех ваших сотрудников, единомышленников, сочувствующих родственников и попугая Кешу – даже если Кеша пока не говорящий, то в скором времени заговорит как миленький, не сомневайтесь. Еще из реквизита вам потребуется компьютер с доступом в Интернет – иначе как вы проверите, занят приглянувшийся вам домен, или нет. Этот сервис предлагают многие сайты, основной из которых – nic.ru (открываете службу Whois и действуете по инструкции).
Теперь, собственно, к делу. Конечно, если вы уже владелец раскрученного и узнаваемого оффлайнового брэнда с коротким и удобочитаемым названием, у вас наверняка уже есть одноименный сайт вашей конторы, куда и так заходят толпы пользователей. Соответственно, просто открываете на сайте раздел "интернет-магазин", экономите, таким образом, на рекламе и начинаете грести деньги лопатой.
Другое дело, если, открывая онлайновое представительство, вы планируете несколько сменить направление деятельности и торговать чем-то другим. Понятно, что продавать мягкие игрушки, называясь "Гайкастройкомплект", несколько затруднительно. Короче говоря, начинаем придумывать название с нуля.
Советую вам сразу определиться с направлением вашей будущей деятельности – то есть будете ли вы магазином, где представлены смежные товары, или этаким супермаркетом, продающим и корм для хомячков, и подзорные трубы. У специализированных магазинов, сами понимаете, и названия могут быть "говорящими", а вот многопрофильным лучше поискать что-нибудь нейтральное, иначе часть аудитории останется неохваченной. Ведь не все владельцы хомячков любят подглядывать в чужие окна, и наоборот. Только имейте в виду: просто красивое и ничего не значащее словцо вроде "Амазон" или "Кодак" скушает гораздо больше денежек при раскрутке.
И в том, и в другом случае полезно составить для начала список названий магазинов-конкурентов (о, простите, ваших многоуважаемых коллег). Как правило, видя перед собой штучек двадцать названий, можно легко и просто проследить некоторые тенденции, которые можно развить в нечто весьма и весьма успешное.
Сам мозговой штурм проходит по следующей схеме: кто-нибудь говорит, предположим, "бытовая техника", а все остальные наперебой выкрикивают ассоциирующиеся у них с бытовой техникой слова (русские и английские) или листают словари. Помимо чисто практической выгоды – название все-таки придумается, – вы сможете узнать массу нового и интересного о сидящих рядом с вами людях. Великая вещь метод свободных ассоциаций, это вам любой судебный психиатр скажет.
Критерии выбора имени просты, понятны и продиктованы исключительно здравым смыслом. Итак:
Ведь не факт, что, единожды зайдя к вам по ссылке, восхищенный пользователь сделает ваш сайт стартовой страницей своего браузера. И даже если так, друзья-приятели вашего восхищенного должны запомнить это название со слуха. Неумолимая статистика Jupiter Metrix сообщает нам, что 45 процентов пользователей делает выбор в сторону того или иного магазина на основании услышанных от других людей отзывов (проще говоря, вирусный маркетинг).
Тоже понятно. Длинные слова, как правило, довольно заковыристые в плане написания, да и при наборе в них легче сделать ошибку, а среднестатистический пользователь не обладает стопроцентной грамотностью – особенно когда слово английское.
Что до аббревиатур, то попадаются очень удачные примеры, но тут действует железное правило: расшифровка аббревиатуры должна быть простой и броской. Я живу в Москве, но все равно помню совершенно не нужное мне название vdo.by ("Все для офиса").
Я говорю не только об омонимах (для не-филологов: это одинаково звучащие слова), хотя тут иногда доходит до смешного. Есть вот две вполне уважаемые конторы: "РусКард" и "РусКарт". Адреса у них тоже близнецы-братья: ruscard.org и ruscard.ru. Спрашивается, с какой попытки пользователь попадает на нужный ему сайт нужной ему фирмы?
Все-таки самую серьезную проблему с написанием названий дарит нам латинский алфавит, особенно если вы заморскими буковками пишете русское слово. Поясню примерами: traCtor-traKtor, koneZ-koneC-koneTZ (и, соответственно, Wenec-Venec-Wenez-…),Yandex-Jandex (и Yandex-Yandeks) и так далее. Собственно, список можно продолжать до бесконечности, но основную суть вы уловили, не правда ли? Так что дерзайте, придумывайте, называйте и процветайте.
И напоследок еще один завет капитана Врунгеля:
"Вот так же и судно. Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" – перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите судно "Корыто" – оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде".