3PL-логистика: что это такое, как производителям и торговым компаниям выбрать оператора
Складская и транспортная логистика — "core" бизнес для 3PL-операторов, что позволяет им замещать собственную логистическую инфраструктуру производителей и ритейлеров. Вместе с Евгением Смирновым, коммерческим директором логистического оператора МОЛКОМ, узнаем, как устроена 3PL-логистика, следует ли разделять понятия "3PL" и "фулфилмент", и как не ошибиться в выборе партнера.
Дефицит складских площадей и рост стоимости их аренды, недостаток линейных сотрудников остаются главными вызовами логистической отрасли. В 2024 году, согласно оценке экспертов, вакансия складских площадей в Московском регионе приблизится к нулевой отметке. Одновременно бизнес, ориентируясь на региональное развитие, меняет подход к управлению цепями поставок. Однако производителям, оптовым и розничным компаниям сложнее самостоятельно адаптироваться к внешним условиям без аутсорсинга и поддержки логистических провайдеров
Что такое 3PL-логистика
PL-логистика или по-другому Party Logistics (англ. сторона логистики) — комплекс операций, который заказчик делегирует подрядчику, отвечающему за складскую и (или) транспортную логистику.
Согласно международной классификации, подрядчик может быть вовлечен в процессы заказчика на 5 уровнях. 3PL — это третий уровень, включающий аутсорсинг следующих операций: забор товаров и доставка на склад, прием поставки, хранение, сборка заказов, упаковка, отправка и экспедирование груза, логистика и обработка возвратов, инвентаризация.
Каждая укрупненная операция состоит из микроопераций. Например, во время приемки товара сотрудники склада сверяют фактический объем поставки с заявленным, выполняют выбраковку, маркируют товарные единицы специальным кодом для последующего учета. Оператор, организуя хранение, учитывает количество остатков, весогабаритные характеристики товаров и размер свободных площадей. Сборка заказа — это подбор товарных единиц и правильной упаковки, комплектация и маркировка отправления, подготовка сопроводительных документов. Транспортная логистика предоставляет комбинации разных маршрутов и видов транспорта.
Эффективный аутсорсинг 3PL требует регулярного взаимодействия заказчика и подрядчика. В силу этого в структуре оператора, как правило, назначаются менеджеры, ответственные за каждый проект, или, что реже, подрядчик работает по тикетной системе.
Операторы 3PL предлагают и дополнительные услуги:
- Кросс-докинг—прием и распределение товаров по заказам с последующей логистикой без размещения стока на хранение.
- Предпродажная подготовка — упаковка и переупаковка, биркование, этикетирование, формирование наборов, вложение инструкций и промо-материалов, работа с подарочной упаковкой.
- Страхование груза.
- Таможенный склад — хранение стока, отбор проб и образцов, сопровождение в декларировании и таможенном оформлении, маркировка товаров "Честным знаком" и подготовка отправлений к продаже и перевозке.
- Доупаковка грузов для безопасной транспортировки.
- Call-центр — сопровождение продаж и обработка клиентских запросов.
- Отраслевые решения — выполнение уникальных операций для определенных категорий товаров. Например, восстановление внешнего вида упаковки, вешальное хранение и пр. Часто операторы организуют такие операции под запрос заказчика с учетом окупаемости нововведения.
3PL и фулфилмент: разбираемся в терминологии
В списке услуг фулфилмент- и 3PL-операторов есть пересечения. Это забор и приемка товаров, хранение, комплектация и упаковка отправлений. Даже склады фулфилмент- и 3PL-операторов могут быть одинаковыми, наполненными идентичной техникой.
Однако отличия есть и кроются в устройстве и архитектуре операций. 3PL- и фулфилмент-операторы работают с разными операционными единицами, отчего меняется топология склада и устройство WMS.
Традиционные 3PL-провайдеры располагают большим объемом хранения, оборот которого учитывается в паллето-местах, а чаще их единицы учета — это короба и паллеты. В базовой формуле 3PL сотрудник склада отбирает товары, которые лежат на паллете, упаковывает, отгружает коробами и паллетами, затем водитель доставляет их в нужный пункт сборным грузом. Именно по такому принципу работают селлеры по модели FBO и офлайн-ритейл.
В основном 3PL-компании владеют большими складами класса A и В с общей площадью более 150 000 кв.м.
Операционная единица фулфилмент-оператора — почтовое отправление. Сотрудник подбирает одно или два вложения (товарные единицы) в заказ, предварительно упаковав в индивидуальную упаковку, комплектует и маркирует отправление, отгружает курьерам или службам доставки.
У фулфилмент-провайдеров развито мелкоячеистое хранение, а упаковочные столы и конвейерные ленты выстроены так, чтобы увеличить пропускную способность и скорость обработки заказа.
Переход к мультиканальным продажам трансформирует запрос ритейлеров к логистическим операторам. Они обращаются к 3PL-операторам за услугами фулфилмента и наоборот — просят фулфилмент-провайдеров выполнить 3PL-операции.
Для обеих сторон запуск нового бизнес-направления — ресурсоемкий и долгосрочный процесс, если операторы хотят сохранить качество услуг. Большой объем работы заложен в перенастройке и доработке WMS (англ. Warehouse Management System — система управления складом), настройке API-интеграций с маркетплейсами и интернет-магазинами, реорганизации складского помещения, обучении сотрудников и т. д. Не каждый провайдер готов идти по этому пути либо делать это одинаково эффективно по обоим бизнес-направлениям. Экспертиза в одном из них, все-таки, будет превалировать.
Наибольшее преимущество имеют компании, работающие на стыке бизнес-направлений — например, 3PL-операторы со специализацией на, так называемой, мелкоштучной обработке, максимально приближенной к специфике и требованиям фулфилмента.
Выбор 3PL-оператора: 10 критериев оценки
На что нужно обращать внимание при выборе оператора? Давайте разбираться.
1. Местоположение и график работы
Близость складов 3PL-оператора к пунктам забора и доставки товаров влияет на построение логистических маршрутов, снижение операционных затрат и сокращение сроков транспортировки.
Например, дистрибьюторам, поставляющим товары из-за рубежа, интересен 3PL-оператор, расположенный рядом с таможенным постом и имеющий свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенного склада.
Режим работы оператора влияет на потенциальный объем обрабатываемых заказов и скорость отгрузки.
2. Техническая оснащенность склада
Рассмотрите критерий с двух сторон. Первая — соответствует ли склад базовым характеристикам 3PL-операторов:
- Виды хранения: стеллажное, паллетное, на мезонинах, напольное.
- Класс — не ниже А и В.
- Бетонный пол с антипылевым покрытием.
- Широкие зоны погрузки и выгрузки.
- Ворота с гидравлическими аппарелями.
- Система кондиционирования.
- Наличие видеокамер с высоким разрешением, которые записывают ход операций.
- Оборудование — упаковочные столы, сканеры, термопринтеры, погрузчики и т. д.
- Разные виды упаковки.
- Соблюдение правил товарного соседства.
Не менее важны площадь территории вокруг логистического комплекса для свободного передвижения автотранспорта и доступность парковочных мест, спрос на которые растет в высокий сезон.
Вторая сторона — это характеристики склада, обязательные для вашей категории товаров: поддержка температурного режима и уровня влажности, холодильные установки, вешальное хранение, оборудование для термоупаковки и т. д.
Для работы с определенными категориями грузов 3PL-операторы обязаны иметь лицензию — например, для фармацевтического и других видов специализированных складов.
3. Время обработки одного заказа
Показатель с учетом сроков доставки должен соответствовать вашему техническому заданию. Среднее значение в отрасли — 24 часа.
4. Собственная WMS
Коробочные системы с фиксированным набором функций, к сожалению, в меньшей степени подходят для проектов с индивидуальными запросами внутри стандартизированных операций — прием, хранение, подбор, упаковка, отгрузка и доставка.
Чем быстрее оператор выстроит технологическую карту и донастроит WMS, тем быстрее проект запустится в работу, что для исполнителя и заказчика означает "win-win". Поэтому системы управления складом собственной разработки оператора адаптивнее коробочных решений.
5. Виды транспорта
Разнообразие видов транспорта свидетельствует об универсальности 3PL-оператора и опыте работы с разными товарными категориями.
Рекомендуем уточнить, способен ли автопарк провайдера перевозить малогабаритные грузы или КГТ, доставлять хрупкие поставки или обеспечивать логистику грузов со специальным температурным режимом.
Этот критерий нужно рассматривать с учетом вашего ТЗ.
6. География доставки
Для крупного бизнеса приоритетны внутрироссийские и международные перевозки. При этом 3PL-оператор — это не только перевозчик, но еще и экспедитор, выстраивающий маршруты, эффективные по соотношению сроков доставки и стоимости.
7. Система отчетности
3PL-логистика — это все-таки аутсорсинг, а, значит, следует контролировать объем и состояние стока, его местоположение, анализировать работу подрядчика. Опытные провайдеры по результатам согласованного периода или по запросу клиента готовят отчеты и отправляют их по интеграции.
Это могут быть отчеты о подтверждении прихода или упаковки заказа, о готовности груза к отгрузке, о наличии товаров на складе или о количестве занятых мест хранения.
8. Тарифы
Тарифы на 3PL-услуги влияют на спрос и стоимость продажи товаров. Это важный критерий оценки, но он не должен стать единственным. На практике низкие тарифы могут соответствовать невысокому качеству услуг и создавать дополнительные издержки, накопление которых приведет к индексации цен, затратам на поиск нового подрядчика и переезд на новый склад.
Следует соотносить тарифы с показателями качества 3PL-логистики, например: % отгруженных без ошибок заказов, % расхождений при инвентаризации, % рекламаций.
9. Персонал
Дефицит кадров в отрасли сохраняется, поэтому оцените готовность оператора справиться с нагрузкой и обработкой заказов в сезон.
Узнайте количество сотрудников, соотношение постоянного и временного персонала, коэффициент текучести. Уточните квалификацию кадров и на каких участках работают сотрудники из аутсорсинговых агентств, в том числе количество таких агентств. Обязательно задайте вопрос об инструментах привлечения и удержания персонала.
10. Динамика развития логистического комплекса
Оцените опыт работы оператора как показатель устойчивости и надежности. Но свяжите его с текущим развитием провайдера — строит ли он новые склады, обновляет действующие корпуса и автопарк, с какими партнерами взаимодействует и т. д.
3PL-операторы, владеющие собственными логистическими комплексами, мобильнее в реорганизации инфраструктуры. Одновременно они, как правило, имеют возможность предложить более выгодные тарифы на хранение, нежели провайдеры, арендующие складские площади.
И еще: динамика развития логистического комплекса должна совпадать с масштабируемостью вашего бизнеса — расширением ассортимента или увеличением объема заказов. Выбирайте оператора с высоким потенциалом обработки товаров.
Подведем итоги
Востребованность 3PL-логистики сохраняется и подкрепляется спросом на мультиканальные продажи, складские площади и квалифицированный персонал. Аутсорсинг полного комплекса логистических операций высвобождает ресурсы производителей и ритейлеров и помогают сфокусироваться на тех направлениях, которые отвечают за масштабирование бизнеса. При этом операторы сегодня перестали оказывать исключительно классические 3PL-услуги, выделив фулфилмент отдельным направлением.
Чтобы сотрудничество с 3PL-оператором стало долгосрочным, необходимо ответственно подойти к выбору подрядчика, изучив технические и технологические характеристики складов, автопарка и IT-систем и лично побывав на территории логистического комплекса.
Раньше еще и ценник был интересный, сейчас уже нет.