подписка
Подписаться
Евгений Смирнов
Коммерческий директор, МОЛКОМ
07/08/2024

3PL-логистика: что это такое, как производителям и торговым компаниям выбрать оператора

3PL-логистика: что это такое, как производителям и торговым компаниям выбрать оператора Фото: Юлия Николаевна / Фотобанк Лори

Складская и транспортная логистика — "core" бизнес для 3PL-операторов, что позволяет им замещать собственную логистическую инфраструктуру производителей и ритейлеров. Вместе с Евгением Смирновым, коммерческим директором логистического оператора МОЛКОМ, узнаем, как устроена 3PL-логистика, следует ли разделять понятия "3PL" и "фулфилмент", и как не ошибиться в выборе партнера.

Дефицит складских площадей и рост стоимости их аренды, недостаток линейных сотрудников остаются главными вызовами логистической отрасли. В 2024 году, согласно оценке экспертов, вакансия складских площадей в Московском регионе приблизится к нулевой отметке. Одновременно бизнес, ориентируясь на региональное развитие, меняет подход к управлению цепями поставок. Однако производителям, оптовым и розничным компаниям сложнее самостоятельно адаптироваться к внешним условиям без аутсорсинга и поддержки логистических провайдеров

Что такое 3PL-логистика

PL-логистика или по-другому Party Logistics‎ (англ. сторона логистики) — комплекс операций, который заказчик делегирует подрядчику, отвечающему за складскую и (или) транспортную логистику.

Согласно международной классификации, подрядчик может быть вовлечен в процессы заказчика на 5 уровнях. 3PL — это третий уровень, включающий аутсорсинг следующих операций: забор товаров и доставка на склад, прием поставки, хранение, сборка заказов, упаковка, отправка и экспедирование груза, логистика и обработка возвратов, инвентаризация.

Каждая укрупненная операция состоит из микроопераций. Например, во время приемки товара сотрудники склада сверяют фактический объем поставки с заявленным, выполняют выбраковку, маркируют товарные единицы специальным кодом для последующего учета. Оператор, организуя хранение, учитывает количество остатков, весогабаритные характеристики товаров и размер свободных площадей. Сборка заказа — это подбор товарных единиц и правильной упаковки, комплектация и маркировка отправления, подготовка сопроводительных документов. Транспортная логистика предоставляет комбинации разных маршрутов и видов транспорта.

Эффективный аутсорсинг 3PL требует регулярного взаимодействия заказчика и подрядчика. В силу этого в структуре оператора, как правило, назначаются менеджеры, ответственные за каждый проект, или, что реже, подрядчик работает по тикетной системе.

Операторы 3PL предлагают и дополнительные услуги:

  • Кросс-докинг—прием и распределение товаров по заказам с последующей логистикой без размещения стока на хранение.
  • Предпродажная подготовка — упаковка и переупаковка, биркование, этикетирование, формирование наборов, вложение инструкций и промо-материалов, работа с подарочной упаковкой.
  • Страхование груза.
  • Таможенный склад — хранение стока, отбор проб и образцов, сопровождение в декларировании и таможенном оформлении, маркировка товаров "Честным знаком" и подготовка отправлений к продаже и перевозке.
  • Доупаковка грузов для безопасной транспортировки.
  • Call-центр — сопровождение продаж и обработка клиентских запросов.
  • Отраслевые решения — выполнение уникальных операций для определенных категорий товаров. Например, восстановление внешнего вида упаковки, вешальное хранение и пр. Часто операторы организуют такие операции под запрос заказчика с учетом окупаемости нововведения.

3PL и фулфилмент: разбираемся в терминологии

В списке услуг фулфилмент- и 3PL-операторов есть пересечения. Это забор и приемка товаров, хранение, комплектация и упаковка отправлений. Даже склады фулфилмент- и 3PL-операторов могут быть одинаковыми, наполненными идентичной техникой.

Однако отличия есть и кроются в устройстве и архитектуре операций. 3PL- и фулфилмент-операторы работают с разными операционными единицами, отчего меняется топология склада и устройство WMS.

Традиционные 3PL-провайдеры располагают большим объемом хранения, оборот которого учитывается в паллето-местах, а чаще их единицы учета — это короба и паллеты. В базовой формуле 3PL сотрудник склада отбирает товары, которые лежат на паллете, упаковывает, отгружает коробами и паллетами, затем водитель доставляет их в нужный пункт сборным грузом. Именно по такому принципу работают селлеры по модели FBO и офлайн-ритейл.

IMG_1079

В основном 3PL-компании владеют большими складами класса A и В с общей площадью более 150 000 кв.м.

Операционная единица фулфилмент-оператора — почтовое отправление. Сотрудник подбирает одно или два вложения (товарные единицы) в заказ, предварительно упаковав в индивидуальную упаковку, комплектует и маркирует отправление, отгружает курьерам или службам доставки.

У фулфилмент-провайдеров развито мелкоячеистое хранение, а упаковочные столы и конвейерные ленты выстроены так, чтобы увеличить пропускную способность и скорость обработки заказа.

Переход к мультиканальным продажам трансформирует запрос ритейлеров к логистическим операторам. Они обращаются к 3PL-операторам за услугами фулфилмента и наоборот — просят фулфилмент-провайдеров выполнить 3PL-операции.

Для обеих сторон запуск нового бизнес-направления — ресурсоемкий и долгосрочный процесс, если операторы хотят сохранить качество услуг. Большой объем работы заложен в перенастройке и доработке WMS (англ. Warehouse Management System — система управления складом), настройке API-интеграций с маркетплейсами и интернет-магазинами, реорганизации складского помещения, обучении сотрудников и т. д. Не каждый провайдер готов идти по этому пути либо делать это одинаково эффективно по обоим бизнес-направлениям. Экспертиза в одном из них, все-таки, будет превалировать.

Наибольшее преимущество имеют компании, работающие на стыке бизнес-направлений — например, 3PL-операторы со специализацией на, так называемой, мелкоштучной обработке, максимально приближенной к специфике и требованиям фулфилмента.

Выбор 3PL-оператора: 10 критериев оценки

На что нужно обращать внимание при выборе оператора? Давайте разбираться. 

1. Местоположение и график работы

Близость складов 3PL-оператора к пунктам забора и доставки товаров влияет на построение логистических маршрутов, снижение операционных затрат и сокращение сроков транспортировки.

Например, дистрибьюторам, поставляющим товары из-за рубежа, интересен 3PL-оператор, расположенный рядом с таможенным постом и имеющий свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенного склада.

Режим работы оператора влияет на потенциальный объем обрабатываемых заказов и скорость отгрузки.

2. Техническая оснащенность склада

Рассмотрите критерий с двух сторон. Первая — соответствует ли склад базовым характеристикам 3PL-операторов:

  • Виды хранения: стеллажное, паллетное, на мезонинах, напольное.
  • Класс — не ниже А и В.
  • Бетонный пол с антипылевым покрытием.
  • Широкие зоны погрузки и выгрузки.
  • Ворота с гидравлическими аппарелями.
  • Система кондиционирования.
  • Наличие видеокамер с высоким разрешением, которые записывают ход операций.
  • Оборудование — упаковочные столы, сканеры, термопринтеры, погрузчики и т. д.
  • Разные виды упаковки.
  • Соблюдение правил товарного соседства.

Не менее важны площадь территории вокруг логистического комплекса для свободного передвижения автотранспорта и доступность парковочных мест, спрос на которые растет в высокий сезон.

Вторая сторона — это характеристики склада, обязательные для вашей категории товаров: поддержка температурного режима и уровня влажности, холодильные установки, вешальное хранение, оборудование для термоупаковки и т. д.

Для работы с определенными категориями грузов 3PL-операторы обязаны иметь лицензию — например, для фармацевтического и других видов специализированных складов.

3. Время обработки одного заказа

Показатель с учетом сроков доставки должен соответствовать вашему техническому заданию. Среднее значение в отрасли — 24 часа.

4. Собственная WMS

Коробочные системы с фиксированным набором функций, к сожалению, в меньшей степени подходят для проектов с индивидуальными запросами внутри стандартизированных операций — прием, хранение, подбор, упаковка, отгрузка и доставка.

Чем быстрее оператор выстроит технологическую карту и донастроит WMS, тем быстрее проект запустится в работу, что для исполнителя и заказчика означает "win-win". Поэтому системы управления складом собственной разработки оператора адаптивнее коробочных решений.

5. Виды транспорта

Разнообразие видов транспорта свидетельствует об универсальности 3PL-оператора и опыте работы с разными товарными категориями.

Рекомендуем уточнить, способен ли автопарк провайдера перевозить малогабаритные грузы или КГТ, доставлять хрупкие поставки или обеспечивать логистику грузов со специальным температурным режимом.

Этот критерий нужно рассматривать с учетом вашего ТЗ.

6. География доставки

Для крупного бизнеса приоритетны внутрироссийские и международные перевозки. При этом 3PL-оператор — это не только перевозчик, но еще и экспедитор, выстраивающий маршруты, эффективные по соотношению сроков доставки и стоимости.

7. Система отчетности

3PL-логистика — это все-таки аутсорсинг, а, значит, следует контролировать объем и состояние стока, его местоположение, анализировать работу подрядчика. Опытные провайдеры по результатам согласованного периода или по запросу клиента готовят отчеты и отправляют их по интеграции.

Это могут быть отчеты о подтверждении прихода или упаковки заказа, о готовности груза к отгрузке, о наличии товаров на складе или о количестве занятых мест хранения.

8. Тарифы

Тарифы на 3PL-услуги влияют на спрос и стоимость продажи товаров. Это важный критерий оценки, но он не должен стать единственным. На практике низкие тарифы могут соответствовать невысокому качеству услуг и создавать дополнительные издержки, накопление которых приведет к индексации цен, затратам на поиск нового подрядчика и переезд на новый склад.

Следует соотносить тарифы с показателями качества 3PL-логистики, например: % отгруженных без ошибок заказов, % расхождений при инвентаризации, % рекламаций.

9. Персонал

Дефицит кадров в отрасли сохраняется, поэтому оцените готовность оператора справиться с нагрузкой и обработкой заказов в сезон.

Узнайте количество сотрудников, соотношение постоянного и временного персонала, коэффициент текучести. Уточните квалификацию кадров и на каких участках работают сотрудники из аутсорсинговых агентств, в том числе количество таких агентств. Обязательно задайте вопрос об инструментах привлечения и удержания персонала.

10. Динамика развития логистического комплекса

Оцените опыт работы оператора как показатель устойчивости и надежности. Но свяжите его с текущим развитием провайдера — строит ли он новые склады, обновляет действующие корпуса и автопарк, с какими партнерами взаимодействует и т. д.

3PL-операторы, владеющие собственными логистическими комплексами, мобильнее в реорганизации инфраструктуры. Одновременно они, как правило, имеют возможность предложить более выгодные тарифы на хранение, нежели провайдеры, арендующие складские площади.

И еще: динамика развития логистического комплекса должна совпадать с масштабируемостью вашего бизнеса — расширением ассортимента или увеличением объема заказов. Выбирайте оператора с высоким потенциалом обработки товаров.

Подведем итоги

Востребованность 3PL-логистики сохраняется и подкрепляется спросом на мультиканальные продажи, складские площади и квалифицированный персонал. Аутсорсинг полного комплекса логистических операций высвобождает ресурсы производителей и ритейлеров и помогают сфокусироваться на тех направлениях, которые отвечают за масштабирование бизнеса. При этом операторы сегодня перестали оказывать исключительно классические 3PL-услуги, выделив фулфилмент отдельным направлением.

Чтобы сотрудничество с 3PL-оператором стало долгосрочным, необходимо ответственно подойти к выбору подрядчика, изучив технические и технологические характеристики складов, автопарка и IT-систем и лично побывав на территории логистического комплекса.

Прокомментировать
Читайте также
08/08/2024
Ozon запустил маркетплейс в Азербайджане. Что в дальнейших планах?
Жителям страны доступны 30 млн товаров, в ближайшее время ассортимент будет расширен в 10 раз. жители страны могут заказать на маркетплейсе любой из 30 млн товаров. Срок доставки составляет около 10 дней... Подробнее
07/08/2024
Почти подмосковная логистика: Оzon собрался строить большой склад в Калуге за чужие деньги
Логистический комплекс хотят построить в Калуге силами и за счет девелопера по техническому заданию Ozon, а маркетплейс в дальнейшем возьмет его в аренду. Вложить надо больше 7,8 млрд рублей... Подробнее
05/08/2024
Удушение конкурентов запахом? "Клиенты" заказали 250 кг куриного помета и не забирают его из ПВЗ Wildberries 1
Помещение ПВЗ маленькое, сотрудники весь день работают в невыносимых условиях. Главный российский маркетплейс обещает провести расследование по данному случаю.... Подробнее
Константин Хлюстов
Директор интернет магазина Школа Семи Гномов, МОЗАИКА-СИНТЕЗ
25/07/2024
Яндекс-доставка - партнер, на которого можно положиться или большая головная боль? 18
Узнаваемые для многих пользующихся МП яндекс-маркет ПВЗ.
Раньше еще и ценник был интересный, сейчас уже нет.
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Виктор Солонин
ИП, ИП
28/06/2024
Boxberry раздает скидки новым клиентам. Особенно ждут селлеров маркетплейсов и продавцов из соцсетей - обсуждение 2
А что собственно новость то? Скидка 20% для новых клиентов там абсолютно всегда. И услуги все как у всех не лучше не хуже других. У некоторых даже побольше разнообразие услуг.
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика