> 2002
Перед наступлением нового года, мы подробно рассказали о наиболее значительных и, как нам кажется, интересных, событиях года 2001. Но не все жить прошлым. Отгремели праздники, пора и о будущем подумать. Что ждет электронную торговлю и вообще малый бизнес в 2002 году? Этот год принесет немало сюрпризов, приятных и не очень. Расскажем только то, о чем доподлинно известно уже сейчас, – поверьте, это тоже не так уж мало.
Amazon начнет приносить прибыль
Amazon.com – это не просто магазин, "Амазон" – это легенда. Крупнейший и самый популярный в мире онлайновый супермаркет в мире никогда не был прибыльным, ведь менеджментом компании изначально ставились другие задачи: увеличение доли рынка и капитализации компании. В результате получился не магазин, а прямо-таки эстрадная звезда. Которая сжирает больше денег, чем зарабатывает.
22 января должны быть обнародованы результаты IV финансового квартала. Ожидается, что на этот раз компания, наконец, объявит о получении первой операционной "прибыли". Слово "прибыль" выделено кавычками, потому что на самом деле Amazon как терпел, так и будет терпеть убытки. Отчетность, используемая в компании, позволяет показывать прибыль, которая вычисляется без учета единовременных затрат, таких как расходы на выплату долгов (весьма существенных для Amazon).
Не следует также забывать, что отчет предъявляется по итогам четвертого квартала, самого бойкого для розничной торговли. Что будет с компанией дальше? Этого не знает никто. Рост продаж, да и рост самого Amazon явно замедляется – сказывается и некоторое разочарование инвесторов, и общая рецессия американской экономики. Выход, как всегда, в сокращении расходов и увеличении доходов. Однако создается впечатление, что сокращение расходов может повлечь за собой уменьшение доли рынка. Именно низкие цены и ощутимые скидки привлекают новых покупателей и позволяют удерживать значительную часть старых.Получается замкнутый круг: большая часть продаж идет компании в убыток, а расходы снижать нельзя, так как это повлечет за собой отток клиентов и грозит обесцениванием акций Amazon.
Несмотря на это, крупнейший в мире интернет-магазин, вероятно, останется на плаву. Но точно уже не в том виде, в котором компания была раньше, когда ее акции стоили 400 долларов за штуку, и не в том виде, что сейчас.
НДС на печатную продукцию
Собственно, эта норма уже вступила в силу: с 1 января 2002 года введен пониженный НДС в размере 10% на научную и учебную печатную продукцию, а также на продукцию СМИ (ранее эти виды деятельности НДС не облагался). Льгота (10 процентов вместо 20) не затрагивает издания рекламного и эротического характера. Большинство людей, занятых в издательском деле и книготорговцев отрицательно относятся к
этому нововведению, но сейчас уже ничего не поделаешь.
Институт экономических стратегий еще в августе проанализировал влияние введения НДС на пять групп книжной продукции: учебную, детскую, справочную, научную и художественную литературу. Эксперты пришли к выводу, что удорожание по итогам года составит от 31 до 37%, в зависимости от группы, и приведет к падению спроса от 31 до 45%. Такая тенденция рынка наверняка скажется и на интернет-магазинах – тем более, что именно книжные магазины традиционно стали объектами крупных иностранных инвестиций, и многие из них и так чувствуют себя не очень уверенно.
"Льготный" НДС в размере 10% введен также на лекарственные препараты.
Закон об электронной цифровой подписи
Сейчас, когда вы читаете эти строки, закон "Об электронной цифровой" подписи уже принят и в ближайшее время вступит в силу. Согласно очень громоздкому определению этого закона, электронная подпись понимается как "реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе".
Владельцем подписи может выступать "физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах".
Итак, закон есть. Все должно быть прекрасно. Прелесть ситуации в том, что фактически ЭЦП пока пользоваться нельзя: отсутствуют уполномоченные удостоверяющие центры, которые могут выдавать сертификаты ключей подписи. Впрочем, закон определяет и сроки, когда можно будет поставить первую электронную подпись. Нормативные правовые акты РФ должны быть приведены в соответствие с законом "Об ЭЦП" до 20 апреля 2002 года, а учредительные документы центров – до 20 июля 2002 года.
Между прочим, закон об ЭЦП – первый из официально опубликованных в 2002 году законов.
Закон об электронной торговле
Одной из функций закона об электронной цифровой подписи являлось обеспечение надлежащих условий для работы другого закона, "Об электронной торговле". Оба законопроекта были приняты в первом чтении еще в июне 2001 года, однако, "ЭЦП" добралась до стадии официального опубликования, а вот "Торговля" все еще пылится в одном из депутатских столов.
Возможно, что это вызвано гораздо большим объемом работы над законом "Об электронной торговле". Даже формулировки первого чтения вызывают больше вопросов, чем ответов (например, как можно трактовать фразу, что "электронный документ не может иметь копий в электронном виде"? Т.е. оно бы и хорошо запретить копирование электронных документов, но как определить, где подлинник, а где копия?). Собственно же содержательная часть закона еще более запутана – и в то же время малоприменима в практической деятельности. Несмотря на все это, очень возможно, что закон примут уже в первой половине 2002 года. В какой редакции? Это покажет время. Внушает опасения другое: у нас электронным средствам взаимодействия граждан традиционно уделяется не слишком большое внимание. Плюс к тому большинство законодателей люди, кончено, компетентные во многих экономических вопросах, но вот электронный бизнес для них темный лес. Поэтому возможна ситуация, когда закон одобрят с минимальными поправками, а последствия этого придется терпеть на себе нам с вами.
Электронная Россия
Коль скоро мы углубились в тему всего "электронного", нельзя не упомянуть и о Федеральной целевой программе "Электронная Россия". Здесь ситуация вовсе парадоксальная. Вроде бы целевая программа в бюджет заложена, регионы трубят о внедрении на местах электронного правительства, наше общее Правительство проводит форумы, посвященные "информатизации" общества. Между тем, "Электронная Россия" до сих пор окончательно не подписана! Т.е. она вроде бы есть, а вроде бы ее и нет. Также непонятно, в какой же редакции она будет принята: известно, что распределение денег, выделяемых на программу, согласовывалось до последнего момента. Но должны подписать, куда ж деваться! Бюджет-то исполнять надо.
Основные плюсы программы, которые можно выделить с точки зрения малых предприятий:
Ничего этого в 2002 году, разумеется, не случится (т.е., конечно, что-то случится, но не в заметных взору простого предпринимателя масштабах). Программа рассчитана до 2010 года, а 2002 – год детального планирования и подробного определения целей.
Новый трудовой кодекс
Для кого хорош новый кодекс, который вступит в силу 1 февраля 2002 года? Мнения по этому поводу расходятся кардинально. Одни говорят, что он хорош для работника, другие – для работодателя, третьи – что он вообще плох, причем для всех. Однако на повседневном функционировании большинства малых предприятий он никак не отразится. Как не знали у нас своих прав ни работники, ни работодатели, так и не будут знать, и все мы будем продолжать договариваться между собой на взаимовыгодной, так сказать, основе.
Магазины, магазины…
Как и в году минувшем, в 2002 надо ждать увеличения количества интернет-магазинов. Большая часть новых торговых точек будет, скорее всего, открыта на базе уже существующих оффлайновых предприятий. До поры до времени они, по всей вероятности, не будут проводить в Сети активных действий, однако о создании онлайнового присутствия озаботятся заранее.
Наверняка некоторые интернет-магазины покинут рынок. Не буду называть имен, но наиболее вероятные кандидаты – это крупные магазины, у которых нет оффлайновой поддержки. Предыдущий год достаточно неплохо отфильтровал предприятия со слишком завышенными ожиданиями, и в 2002 году на плаву останутся либо действительно прибыльные, либо те, кто тратит на интернет-торговлю малую часть своих средств, а основные доходы получает от других видов деятельности.