Российский рынок B2B: состояние и тенденции развития. Часть 4 - Планы развития
Предыдущая часть: "Объемы рынка"
Какие же действия предпринимаются российскими площадками В2В для претворения в жизнь своих грандиозных замыслов? Сейчас этот сектор электронной коммерции находится в стадии становления, и главной задачей его участников является развитие клиентской базы и превращение технологических идей в прибыльный бизнес.
На пути к прибыльности
Большинство торговых площадок активно ищут источники доходов, достаточные для достижения самоокупаемости своих проектов. Расчет на рекламу не оправдался. Доходы от нее оказались мизерными.
Поэтому, основными целями существующих интернет-компаний будут борьба за выживание и сохранение места на рынке. Не секрет, что практически ни один портал в России не приносит прибыли, а интернет-проекты возникают и, увы, достаточно быстро исчезают. Именно поэтому уже сейчас интернет-компании стремятся максимально снизить свои издержки, а в будущем эта тенденция будет выражена еще ярче.
По некоторым оценкам, все российские горизонтальные порталы будут вынуждены финансировать свои убытки вплоть до 2005 года. Многие из них не выдержат этой гонки и сойдут с дистанции. Другие пойдут на слияние со своими прежними конкурентами с целью консолидации аудитории и снижения издержек. Российскому рынку Интернет предстоит стадия жесткого конкурентного развития в течение ближайших пяти лет. В результате, выживут сильнейшие игроки, добившиеся широкого признания у Интернет – пользователей.
Интересные результаты были получены в исследовании, проведенном летом 2001 года консультационной компанией Accenture. Ее специалисты обследовали 12 наиболее известных электронных торговых площадок в четырех отраслях – нефтяной, химической, черной и цветной металлургии. В ходе исследования был проведен опрос руководителей этих площадок.
Хотя исследование касалось только части российских онлайновых торговых площадок, его результаты вполне отражают состояние и общие тенденции в развитии рынка В2В в стране.
Эти отрасли демонстрируют активный интерес к возможностям электронного бизнеса в силу ряда причин. Высокая доходность позволяет им использовать свой инвестиционный потенциал, в том числе и для развития электронного бизнеса. Кроме этого, они в значительной степени ориентированы на экспорт, и поэтому крупные компании в этих отраслях рассматривают Интернет как дополнительный канал взаимодействия с иностранными торговыми партнерами.
Примерно половина площадок являются просто досками объявлений, а остальные – биржами, предоставляющими участникам возможность заключать в рамках площадки сделки купли-продажи с использованием различных торговых механизмов.
В среднем число зарегистрированных участников досок объявлений составляет 1250, тогда как бирж – всего 70. При этом число активных участников, совершающих не менее одной сделки в день, составляет в среднем 17%, что свидетельствует о низкой торговой активности площадок.
Исследование также показало, что большая часть площадок создана продавцами и ориентированы они на покупателей. Иными словами, биржи выступают в качестве одного из каналов сбыта продукции продавцов. Половина торговых площадок создана лидерами отраслей, что обеспечивает таким площадкам достаточную ликвидность.
Торговые площадки России пока не приносят прибыли, и перед ними остро стоят вопросы повышения прибыльности. В поисках решений для увеличения рентабельности своей деятельности площадки используют различные стратегии. Они направлены на снижение операционных расходов, расширение клиентской базы и поиск путей получения прибыли. Обычно используются две стратегии: диверсификация деятельности и расширение спектра предоставляемых услуг.
Диверсификация деятельности
В настоящее время около трети обследованных компанией торговых площадок являются межотраслевыми. Однако в ближайшее время доля таких площадок возрастет до 50%, что отражает общемировую тенденцию к отраслевой диверсификации торговых площадок. Предполагается, что именно межотраслевая диверсификация приведет к наибольшему увеличению количества участников площадки.
В настоящее время доля бирж в общем числе исследуемых торговых площадок составляет 50%. Однако в будущем некоторые торговые площадки, функционирующие в виде досок объявлений, планируют перейти к заключению сделок. Иными словами, данные торговые площадки планируют изменить свою бизнес-модель.
Руководители российских торговых площадок предполагают, в первую очередь, повысить рентабельность за счет географической экспансии и изменения модели ведения бизнеса. Географическая экспансия позволяет расширить круг клиентов за счет охвата больших территорий и предприятий, а изменение бизнес – модели помогает более полно удовлетворять разнообразие потребностей клиентов.
Расширение спектра услуг
Торговые площадки планируют достичь увеличения числа участников путем расширения спектра предоставляемых услуг, развития механизмов торговли и внедрения механизмов доверия клиентов. В первую очередь это касается внедрения систем отслеживания цепочек поставок, электронных расчетов по сделкам и логистики. Расширение спектра дополнительных услуг, помогающих в проведении транзакций, делает торговую площадку более привлекательной для участников. Среди новых механизмов торговли назывались, главным образом, внедрение аукционных торгов, возможность согласования цен в онлайне. Для увеличения доверия клиентов российские торговые площадки предполагают внедрить страхование сделок, оценку и рейтинг репутации участников торгов, сертификацию продаваемых на торговой площадке товаров и механизмы гарантирования оплаты совершенных сделок. Расширение механизмов доверия позволит повысить стоимость средней транзакции. У участников торгов появляется больше уверенности в торговых партнерах, качестве товара и надежности торговой площадки.
Услуга по размещению заявок на покупку и предложений на продажу предоставляется всеми обследованными площадками. Расширение спектра предоставляемых услуг и механизмов торговли позволит увеличить торговые обороты и за счет большего числа транзакций.
Торговые площадки также ожидают изменения структуры доходов в сторону увеличения поступлений от предоставляемых услуг при одновременном уменьшении прибыли от рекламы.
Интересно отметить, что у большинства российских торговых площадок отсутствуют планы по развитию интеграции с корпоративными информационными системами управления предприятий (КИС). В отличие от западных площадок планы, интеграция с КИС предприятий-клиентов есть только у 20% площадок, остальные не рассматривают интеграцию в качестве приоритетного направления развития. Во многом это объясняется низким уровнем автоматизации бизнес-процессов на самих предприятиях клиентов.
Расширение спектра предоставляемых услуг и функциональных возможностей является для российских торговых площадок не просто попыткой стать более привлекательными для потенциальных участников.
Продолжение: Проблемы B2B-систем
Данная статья является частью исследования "Российский рынок B2B: состояние и тенденции". В исследовании рассматриваются такие вопросы, как принципы построения B2B-систем, стоимость построения и эксплуатации торговых площадок, оценка рентабельности систем электронной коммерции и многие другие актуальные проблемы. Подробнее ознакомиться с исследованием, а также приобрести его можно здесь: //oborot.ru/order/17