Некролог – 2002. Часть первая, вводная
С глубоким прискорбием сообщаем о том, что уходящий год оказался успешным не для всех предприятий. Иные проекты отошли в мир иной в младенческом возрасте – появившись в прошлом году, они так и не дотянули до сезона елок, мандаринов и оливье. Другие погибли в муках, после долгих лет борьбы за место под солнцем. Помянем же ушедших – не только для того, чтобы уронить скупую слезу или втихоря позлорадствовать над конкурентами, но затем, чтобы не повторять ошибок, которые совершили авторы неудавшихся проектов.
Продуктовые магазины
Пожалуй, ни одна отрасль не возлагала столько надежд на Интернет и не испытывала такого разочарования, как розничная торговля продуктами питания. Амбициозные проекты вроде Avoska.ru, XXL.ru, Bistronom.ru, Lozhka.ru унесла за собой схлынувшая волна интернет-бума. Проект Koshelek.ru открылся осенью 2001 года, когда на московском рынке онлайновой продуктовой розницы работали только Magaz.ru, Service77 да "Рамстор". Увы, новый магазин едва пережил собственную годовщину. Осенью, но уже 2002 года, сайт, расположенный по адресу www.koshelek.ru, перестал функционировать. Причина кроется, судя по всему, в невозможности достичь запланированного объема продаж. Не спасли ни Станислав Садальский (с его знаменитой фразой: "Кафылек, кафылек, какой кафылек?" из "Места встречи изменить нельзя"), ни вложения загадочного ООО "Интернет Трейдинг", на которое зарегистрирован домен.
Несладко приходится и зарубежным продуктовым – как раз в прошлом году завершилась процедура банкротства крупнейшего американского супермаркета Webvan. Причина столь печального финала, обошедшегося инвесторам в астрономическую сумму $1,2 млрд. – как обычно, завышенные ожидания и… отсутствие оффлайновой базы.
Надо заметить, что все сколько-нибудь заметные продуктовые магазины, функционирующие сейчас в России (в том числе, и возродившийся буквально из пепла Magaz.ru) работают в связке с "традиционными" гастрономами либо со службами доставки по телефону ("Сервис-77"). Впрочем, оффлайн не торопится выходить в Интернет, справедливо полагая что рынок этот для продуктовых магазинов слишком незначителен, и оборот интернет-ресурса на данном этапе будет несопоставим с оборотами "обычного" магазина.
Книги
Второе место по "крушению надежд", пожалуй, занимают книжные магазины. Впрочем, некоторые из них уже нашли свое место на рынке и успешно развиваются. Другие, такие как "Бумеранг", сходят с дистанции. Набор тревожных сигналов был стандартным: сначала – слухи об увольнениях, затем – закрытие "на реконструкцию", возрождение ненадолго и, наконец, передача клиентской базы и домена в пользование конкуренту-"Озону". Теперь домен www.boomerang.ru перехватил Co@libri. Что ж, лишь бы на здоровье!
Кстати, вышеупомянутый "Озон" также разочаровывает. Одно за другим следуют заявления о растущих оборотах и – ни слова о точке выхода хотя бы на текущую прибыль. А ведь это крупнейший книжный Рунета.
Между покупателем и магазином
Каталоги товаров и магазинов переживают подъем (достаточно вспомнить победные заявления "Яндекса" о том, что две трети доходов компании приносит "контекстно-товарная" реклама, проще говоря, размещение объявлений в службах "Яндекс.Директ" и "Яндекс.Маркет" / "Яндекс.Товары"). Однако оторвать кусочек этого лакомого пирога у лидеров рынка будет непросто.
Достаточно наивные попытки сделать это совершили ресурсы TopMarket.ru (ныне покойный каталог интернет-магазинов, который хотел конкурировать с рамблеровским "ТопШопом") и Pprice.ru, о создании которого было объявлено в ноябре. К сожалению, сейчас главная страница www.pprice.ru открываться отказывается. Не слишком динамично развивается и торговая система Vsem.ru. Основная идея создателей системы заключалась в том, чтобы обеспечить дополнительных клиентов интернет-магазинам, а самой – работать в качестве посредников, обеспечивая крупные e-shop'ы альтернативной витриной (своеобразный вариант партнерской программы). Судя по всему, развитие проекта несколько задержалось. В прошлом году закрылся да так и не открылся отдел texnika.vsem.ru (бытовая техника), не удалось добиться и значительного расширения ассортимента товаров.
Магазин, еще магазин…
Открытие 003.ru нового магазина под названием Home-Club было воспринято неоднозначно. Одни говорили, что это – альтернативная витрина 003, которая будет раскручиваться отдельно от "материнского" магазина, однако товары и цены будут одинаковыми (примерно по такой схеме сейчас работают 24х7 и "Болеро"), другие утверждали, что открытие Home-Club – просто досадное недоразумение. Сам же директор 003.ru, Роман Горшков, в интервью Oborot.ru сказал, что Home-Club – это "система интернет магазинов", которая к концу года будет насчитывать уже 10 отделов. Видимо, что-то не заладилось в королевстве датском. Расширения ассортимента не произошло (как была бытовая техника, так и осталась), рекламной кампании не последовало, а сейчас гостей www.home-club.ru встречает лаконичная надпись: "Error 18011: There is no available structure template.". Возможно, до претворения идеи в жизнь просто не дошли руки?
Они рассказывали для вас
Минувший год оказался нелегким для изданий, рассказывавших о e-business. Прежде всего, следует упомянуть о e-commerce.ru, центральное место на страницах которого занимают теперь пресс-релизы сторонних фирм, а также материалов, рассказывающих о деятельности владельца сайта, компании Tops BI.
Хотел было написать здесь и об одном из последних "бумажных" журналов, посвященных электронному бизнесу, "Бизон", но нет, жив курилка! После пышных похорон, устроенных журналу весной, когда вышел, якобы, последний номер, "Бизон" возродился: в архиве bizon.ru размещены номера за октябрь и декабрь 2002. Посмотрим, что будет дальше.
Не слишком удачное время наступило и для "общеинтернетовских" изданий. Закрылся онлайновый "Нетоскоп", закрылись или "приостановили выпуск" оффлайновые "Мир Интернет" и "Подводная лодка".
Скажите где в Москве есть магазины приколов???срочно нужно!