Интерактивный бизнес — закономерный этап инновационной спирали
Человеческое общество развивается по определенным законам. Эти законы
существуют субъективно, независимо от сознания людей, как выражение необходимых внутренних отношений
между различными тенденциями развития.
Одним из таких законов является закон нововведения, который
проявляет себя в инновационной спирали.
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новшество,
новаторство) мы понимаем инвестицию в новацию.
Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет
собой какое-то новшество, то, чего не было раньше.
Таким образом, нововведение означает замену старого объекта
(явления) новым и является перманентной (т. е. постоянной) движущей силой развития
человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.
В конце XIX в. американским этнографом и историком Л.
Морганом и немецким историком Ф. Энгельсом были представлена модель культурно-
исторической периодизации, согласно которой человеческое общество в своем развитии прошло
три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, причем каждая включала в себя три ступени:
низшую, среднюю, высшую.
Любой новый объект представляет собой материализованную
информацию, т. е. информацию, превращенную в осязаемую вещь. Новое как материализованная
информация возникает уже в конце низшей ступени дикости, а точнее, на переходе от низшей
ступени дикости к ее средней ступени, когда дикарь начинает осознавать понятие риска. Ведь
дикарь, не понимающий, что такое смерть, не испытывает перед ней страха. Прыгая со скалы
вниз, он не понимает, что рискует своей жизнью.
С первого момента своего появления на Земле человек начинает
руководствоваться одной основной потребностью — потребностью выживания. Она заставляет
человека думать и трудиться. Когда же у человека появляется время, свободное от забот,
посвященных добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), он начинает думать об отдыхе,
размышлять о других вещах и явлениях, у него возникает еще одна потребность — потребность в
удовлетворении своего любопытства, своей любознательности.
Любознательность (любопытство) является одним из
физиологических свойств всего животного мира, в том числе и человека. Удовлетворить
любопытство можно, только обладая какой-либо информацией. Так у человека появляется еще
одна необходимая потребность — потребность в информации.
Информация дает толчок к деятельности человека в новом
направлении. А это означает появление прогресса (лат. progress — движение вперед), который
впоследствии принимает форму технического прогресса (например, появление лука и стрелы на
высшей ступени дикости, гончарного ремесла на низшей ступени варварства, плавка руды на
высшей ступени варварства и т. п.).
Торговля началась как прямой товарообмен (обмен вещами).
Развитие товарообмена приводит к появлению товара особого рода, товара — посредника
обмена, товара — знака стоимости. В конечном счете знаком обмена становятся металлические
деньги. Появление металлических денег — это начало цивилизации. Именно деньги становятся
обязательным условием существования финансов. Таким образом, финансы возникают с
появлением торговли и как производное от торговли.
Купцы благодаря излишкам денег дают их в рост под проценты
(кредит), финансируют войны, пиратские набеги (известно немало случаев соглашения между
купцами и пиратами по поводу распределения доходов от торгово-разбойничьих операций),
путешествия и развитие наук.
Технический прогресс в условиях товарно-денежных отношений
превращается в научно-технический прогресс.
Основой научно-технического прогресса являются изобретения и
открытия. Когда появившееся изобретение находит свое практическое применение в какой-либо
области человеческой деятельности, оно ведет к созданию нового продукта или технологии (т. е.
процесса производства продукта). Это означает, что идея, положенная в основу изобретения,
превратилась в нововведение.
Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как
развивает любопытство человека: "А что будет, если?…". Так возникает инновационная спираль:
"научно-технический прогресс—идея—нововведение—научно-технический прогресс—идея—
нововведение—…".
В основе этой спирали лежат две причины возникновения
инноваций:
Онтология (гр. on(ontos) — сущее + logos — учение) —
философское учение о бытии, его основных принципах, структуре и закономерностях. Сущность
онтологического подхода в динамике инновационного и научно-технического прогресса
заключается в том, что инновации рассматриваются как проявление саморазвивающегося
динамического процесса. Другими словами, однажды начавшись, этот процесс продолжается и
сегодня. Он представляет собой как бы ответную реакцию на проблемы, возникающие перед
наукой и техникой, с учетом возможностей научно-технической мысли.
Эти проблемы и возможности можно представить как
внутренние (т. е. эндогенные) факторы.
Термин "телеологический" происходит от слова "телеология"
(гр. theleologia, telos (teleos) — цель + logos — учение) и означает наличие некоторой
общественной цели (т. е. какой-то высшей цели), что обычно предполагает следование какому-
нибудь правилу или подчинение какому-нибудь закону.
Сущность телеологического подхода в динамике
инновационного и научно-технического прогресса заключается в том, что инновации
рассматриваются как результат объективного процесса, определяемого соответствующей
потребностью общества (необходимостью коренной перестройки экономики, сильным
потребительским спросом, революцией, политической или военной потребностью и т. п.).
Эту потребность можно представить как внешние (т. е. экзогенные) факторы.
Теория телеологического подхода принимает во внимание как большое количество изобретений и открытий, появившихся почти независимо друг от друга, так
и случаи их преждевременного появления.
Другими словами, инновации появляются в ответ на какой-нибудь стимул или сигнал, которым может оказаться как недостаток научных знаний, так и внутренний (эндогенный) фактор. Это связано с тем, что обычно спрос порождает предложение и очень редко наоборот.
Инновационная спираль, ускоряясь во времени, захватывает все сферы деятельности человека. Закономерным этапом является появление в конце ХХ в. бизнес-Интернета, венчурных инвестиций, новых видов ценных бумаг, телевизионной торговли, электронной торговли, мобильной торговли и др.
В начале XXI в. пользователи сети Интернет кардинально меняют свое потребительское поведение. Так, опрос американских пользователей Интернета показал, что 52 % проводят свободное время совершенно иначе, чем раньше; 19 % заявили, что Интернет для них является основным источником развлечений, треть опрошенных пользуются Интернетом во время, которое на телевидении называется "прайм-тайм", 39 % всех опрошенных ответили, что делают покупки по сети; 5 % ежедневно играют в сетевые компьютерные игры.
Интерактивность открывает потребителю новые возможности в доступе к услугам: банковским, консультационным, торговым, некоторым медицинским (к примеру, диагностика). Ожидается, что к 2015 г. в развитых странах 50 % услуг будет оказываться через Интернет.
Благодаря возможностям Интернета увеличивается степень свободы выбора в индивидуальной организации потребления. Распространение надомной работы позволит более гибко распределять время между досугом и выполнением рабочих обязанностей. Покупки, посещение банка, визит к врачу и др., для чего раньше приходилось выходить из дому, — все это будет доступно в собственном жилище. Снизятся затраты времени на перемещение и пользование услугами. Изменится характер использования традиционных предметов потребления. Например, появятся холодильники, способные сами сделать заказ на продукты, появятся автомобили, получающие сведения о пробках со спутниковой связи, и т. д.
В конечном счете это приведет к существенной структурной перестройке экономики. Например, сократится сеть розничных магазинов и число работников в торговле за счет появления виртуальных магазинов и торговых автоматов, снизится потребность в автомобилях так называемого "повседневного пользования", так как предпочтение будут отдавать автомобилям для путешествий в дни отпуска, и т. д.
Купить книгу