подписка
Подписаться
Юрий Коберский
13/05/2004

Как подобрать оптимизатора?

С мощными темпами развития Рунета оптимизаторский бизнес все более прочно обосновывается на рынке услуг для фирм, занимающихся коммерческой деятельностью в Интернете. Похоже, к руководителям наконец пришло понимание необходимости качественной оптимизации сайта. Не секрет, что в большинстве случаев успех онлайн-компаний зависит от грамотно разработанного и оптимизированного сайта. Время любительских веб-страниц уже в прошлом.

Стоит отметить, что на Западе этим занимаются уже много лет, и успели поднакопить серьезный опыт. У нас же эта область только-только начала развиваться и крупные оптимизаторские компании можно буквально пересчитать на пальцах. Вот тут и возникает вопрос: как не ошибиться при выборе компании, которой можно доверить свой сайт. Если вы дадите доступ в святую святых вашего сервера неким дилетантам, результат может оказаться плачевным. Потеря данных даже не самое страшное, что может случиться. В узком кругу специалистов между собой все знакомы и поддерживают контакты. Но как обычному владельцу сайта не ошибиться при выборе оптимизаторской фирмы? Для этого можно предложить ряд вопросов, ответы на которые помогут вам составить общее впечатление о компании. Вот некоторые из них:

Как долго фирма работает на рынке веб-оптимизации? Очевидно, что если она вчера возникла из ничего, с ней связываться не стоит. Оптимизация – это растянутый во времени процесс, и вам могут наобещать золотые горы. Расспросите об опыте отдельных сотрудников компании, поскольку имеются примеры, когда хорошие специалисты уходили из больших фирм для организации собственного бизнеса.

Также, следует обратить внимание на то, сколько человек работает в компании. Чем больше компания, тем больше шансов, что это – серьезная фирма, а не махинаторы, собравшиеся за месяц вытянуть как можно больше денег и затем раствориться.

Будьте осторожны, если вам обещают первую позицию одновременно на всех крупных поисковиках. Это практически невозможно, и настоящие специалисты понимают это.

Лучшее, что вам могут пообещать – это присутствие в первой пятерке результатов поиска. Да и то, предварительно согласовав список поисковиков и ключевых слов.

Соблюдение требований всех поисковых машин влечет за собой слишком сильные изменения сайта, и не каждый за это возьмется. Да и стоит ли? В Рунете есть пять поисковых сайтов, за рейтинговые позиции в которых стоит бороться. Вот статистика заходов с основных поисковых машин по материалам RAX:

• Yandex 46.0%

• Rambler 25.7%

• Google 16.5%

• Search.Mail.ru 4.6%

• Aport 3.5%.

Из них первые два однозначно являются определяющими.

Cегодня в России оптимизаторская фирма возьмет за свои услуги от 500 до 1500 долларов, при этом вам не станут рассказывать сказки о том, что сайт уже через неделю взвинтится вверх. Оптимизация часто подчиняется закону бутерброда, и профессионалы это отлично понимают.

Вспомните недавнюю шумиху, вызванную внезапным изменением алгоритма "Яндекса". Поисковик прямо заявил, что не собирается сотрудничать с оптимизаторами, более того, будет делать все, чтобы их работа стала труднее. На самом деле, как заявил Денис Кравченко, SEO-аудитор компании NetPromoter, такие изменения работают на руку оптимизаторам, поскольку уважающие себя фирмы не только предоставляют оптимизацию, но и в последствии мониторят сайт, наблюдают за скачками рейтинга, и, если требуется, оперативно реагируют. Клиенты при таком "раскладе" не остаются в проигрыше, а выигрывают за счет конкурентов, утративших свои позиции.

Расспросите, как именно компания собирается изменять ваш сайт, не будут ли при оптимизации использованы спаммерские методы, типа клоакинга или дорвей-страниц. Конечно, такие методы иногда срабатывают, но, как говорят англичане, не стоит класть все свои яйца в одно лукошко. Если поисковый робот засечет вас за использованием подобных технологий, ваш сайт, скорее всего, будет выброшен из рейтинга. В таком случае вам придется купить новое доменное имя и создать новый сайт. Если ваша коммерческая деятельность зависит от вашего сайта, представьте, сколько денег вы потеряете в результате подобной "деятельности". Конечно, если вы – опытный вебмастер, можете экспериментировать подобным образом над вашей домашней страничкой, может быть вы достигнете определенных результатов. Но для сайта коммерческой структуры эти метода недопустимы.

Немного технических подробностей. Обязательно потребуйте спецификацию по проведению оптимизационных работ. Если она не содержит следующих пунктов, то, скорее всего, перед вами любители:

• Подбор семантического ядра, вокруг которого будет организован оптимизированный сайт. Клиенты часто дают готовый список ключевых слов, который они использовали для платной контекстной рекламы или который им дала в коммерческом предложении другая оптимизаторская фирма. Но этот список все равно нужно перепроверить и откорректировать.

• Изменение всех основных элементов HTML-разметки сайта (ссылки, заголовки, теги, и т. д.). Еще лучше – если фирма полностью изменит сайт и поставит его на свой движок. Это, конечно, не обязательно, особенно если ваш сайт разрабатывала действительно профессиональная команда, но является еще одним признаком серьезного подхода.

• Переработка содержимого сайта. Это – самая важная часть оптимизации, профессиональная оптимизационная компания должна содержать в своем штате специалистов, способных переписать текст страниц таким образом, чтобы частота повторений ключевых слов была оптимальной

И, наконец, обязательно попросите рекомендации фирмы. Серьезные компании, как правило, имеют рекомендации известных компаний. Свяжитесь с клиентами оптимизаторов, расспросите детально, не возникало ли проблем с названной компанией как в вопросе профессионализма, так и в в вопросе порядочности.


Кроме того, положение "прооптимизированной" фирмы в рейтинге поисковика можно проверить за несколько секунд. Мнение Дмитрия Менделеева, руководителя проекта Promo.by, по этому поводу следующее: "Наших клиентов обычно волнует вопрос гарантий и того, как они смогут оценить эффективность работы по оптимизации сайта. Так как в схеме присутствует третья сторона – поисковая система, которая в любой момент может изменить правила игры, единственные гарантии, которые мы можем дать, это отзывы старых клиентов. В то же время мы составляем ТЗ и заключаем с клиентами Договор, где оговариваются все моменты, включая штрафные санкции за неисполнение обязательств перед клиентом и перечень информации, которая должна быть в ежемесячном отчете о проделанной работе и по которой клиент сможет оценить результаты".

К этому можно добавить, что ответственные оптимизаторские фирмы всячески поддерживают своих старых клиентов, так как понимают, что именно от рекомендационного списка зависит их будущее. Такой подход взаимовыгоден обеим сторонам, поскольку оптимизаторы получают рекомендации, а клиенты – постоянную поддержку.

Свой взгляд на критерии выбора оптимизаторской компании представляет Вячеслав Панин, компания 1PS: "Есть еще один важный пункт, по которому нужно принимать решение, обращаться в компанию по оптимизации или нет и стоит ли заниматься оптимизацией вообще. То есть, окупятся ли затраты на оптимизацию последующими прибылями, стоит ли вкладывать в оптимизацию $1000, если после оптимизации сайт так и не начнет приносить прибыль или будет приносить прибыль меньшую, чем затраты на оптимизацию. Для большинства сайтов достаточно оптимизировать сайт на этапе разработки, а затем месяца через 3 скорректировать страницы, согласно полученным результатам, тем самым сэкономив на ежемесячной поддержке.


Второе, что нужно запомнить – оптимизация сайта для поисковиков это более дешевый способ прорекламироваться на этих поисковиках, а многие оптимизаторские компании намеренно умалчивают об этом и заламывают цену, сравнимую с ценой прямой рекламы в выбранных поисковиках.


Третий момент после подбора поисковых слов – следите внимательно за тем, какие слова подобранны, будут ли потенциальные клиенты искать ваш сайт именно по этим словам.


Неважно, какого размера офис у компании, но важно, какой результат даст ее работа. Качественный ли результат – увидите через 3 месяца по уровне полученной отдачи. Если ситуация слабо изменилась, разрывайте отношения с компанией, а если совсем не изменилась – требуйте вернуть деньги.


Не забывайте, что оптимизация для поисковиков – это только крупинка в продвижении вашего сайта, есть и другие действенные методы: реклама на других сайтах, контекстная реклама в поисковиках, написание статей о сайте и продукции, рекламируемой сайтом, организация конкурсов, партнерских программ, предоставление полезных сервисов и так далее. Главное – не забывайте, что сайт должно быть удобно читать, заказывать и покупать – ищите оптимизаторов и в этой области – области юзабилити сайта."


Денис Кравченко (компания NetPromoter), между тем, отмечает: "Позволю себе не согласиться с коллегой по первым двум пунктам. Возможно, разница во взглядах на вопрос оптимизации вызвана различным сегментом рынка, на который ориентируются наши компании. Мы делаем ставку на большие и средние бизнесы. Такие компании, как правило, вкладывают значительные средства в разные виды рекламы, в том числе и в интернет-рекламу, и они понимают, что в такой ситуации терять клиентов на отсутствии оптимизации абсурдно. Да, оптимизация – это дешевый способ прорекламироваться на поисковиках, но оптимизационные компании берут деньги не за прибыль, которую заказчик получит в результате, а за свою работу. При этом естественно, гарантируются оговоренные результаты. Я понимаю, что мое мнение спорно, но этот вопрос уже неоднократно поднимался, и к общему знаменателю в нем прийти достаточно тяжело".


Воспользуйтесь вашим здравым смыслом. Если компания удовлетворяет все вышеперечисленные требования, и внушает безграничное доверие, то вы, скорее всего, попали в хорошие руки. Павел Ряйкконен, Raskrutka.net, говорит: "При кажущейся очевидности приводящихся рекомендаций, далеко не все им следуют и, как правило, "попадают" на деньги и время. Конечно же, нет 100-процентной уверенности, что компания окажется профессиональной, если соответствует всем приведенным критериям, однако, риск ошибиться серьезно уменьшается".


Поэтому советуем руководителям предприятий быть внимательными при выборе партнера-оптимизатора и желаем им успеха и процветания.

Комментарии к материалу закрыты